Чувства, закрепленные веками
- пт, 27/02/2015 - 08:00
Наступивший год станет для коллектива БНТУ весьма насыщенным и напряженным. Мы будем праздновать 70-летие Великой Победы, пройдут Президентские выборы. Как известно, нынешний год объявлен Годом молодежи, что тоже потребует особого внимания. Это год, когда нашему родному Политеху исполняется 95 лет. В молодых людях государство видит значительный кадровый потенциал. Сегодняшняя молодежь, как неоднократно подчеркивал Глава государства, это люди, которые завтра придут вместо нас, они должны будут взять в руки страну и нести ее, защищая независимость, суверенитет, обеспечивая нормальную жизнь. Именно поэтому огромное внимание государство уделяет патриотическому воспитанию молодежи. Об этом шла речь на встрече актива БНТУ с председателем общественного объединения Союза писателей Беларуси, известным писателем, генерал-лейтенантом Николаем Ивановичем Чергинцом.
Газетным словом сложнее передать атмосферу, царившую в актовом зале главного корпуса университета. Это надо было видеть, слышать, этому нужно соучаствовать. Если сказать просто, это была задушевная беседа, открытый диалог. Основными стали ноты настроенности на взаимопонимание.
- Испокон веков в белорусском народе, - сказал Николай Чергинец, - жил дух патриотизма. С молоком матери мы проникаемся чувствами, в которых имеется начало любви к Родине. Постепенно, в процессе образования, воспитания, трудовой деятельности расширяется кругозор человека, укрепляются его связи с Отечеством, растет самосознание. От чуткого восприятия родных мест и близких людей мы переходим к осознанию родного языка, культуры, традиций и обычаев народа, его свершений и, наконец, приходим к активному служению ему и делу процветания любимой Отчизны.
Действительно, во все времена и поколения чувство патриотизма передавалось от родителей к детям. Не было такого государства, в том числе это характерно и для Беларуси, в котором мальчиков специально не обучали бы и не готовили к роли созидателей и защитников Родины.
На взгляд Николая Ивановича, каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. Это естественное состояние человеческой души. Историческая действительность неумолимой практикой проверяла глубину патриотизма человека и гражданина.
- И не надо обращаться к далекому прошлому, - подчеркнул писатель, – стоит лишь оглянуться на 70 лет назад, посмотреть на седых ветеранов, чтобы понять: тогда, в 1941 – 1945 годах патриотизм, чувство ответственности за свою землю, свой дом, родных и близких стал основой жизнедеятельности людей земли нашей.
Николай Иванович отметил, что сегодня в Беларуси созданы все условия для формирования гражданина и патриота. Это вековые традиции патриотизма, свободолюбия, традиции народа, опыт борьбы за свободу, любовь к другим народа и не в последнюю очередь – душевная красота и щедрость белорусского народа. Надо сказать, что вопросы патриотизма, военно-патриотического воспитания широко освещены в более чем 40 художественных произведениях, сценариях, художественных кинофильмах и спектаклях, созданных и поставленных на основе творчества писателя Николая Ивановича Чергинца.
Что такое патриотизм на словах и на деле? Боевой генерал-лейтенант знает это не понаслышке. Об этом свидетельствуют десятки боевых наград: орденов и медалей, красноречиво говорящих о его личном патриотизме.
По мнению Николая Чергинца, в вузах Беларуси проблемы патриотического воспитания будущего кадрового потенциала должны постоянно быть в центре внимания профессорско-преподавательского состава. Это тем более важно, что в определенных ситуациях патриотизм доведенный до экстремальных позиций из философского понятия может превратиться в реальное оружие, способное разжечь низменные страсти, подвести общество к порогу социальной трагедии, а иногда и к братоубийственной вражде. К великому сожалению, ушедший 2014 год отмечен эскалацией международной напряженности, и не только трагическими событиями в братской Украине, но и во многих точках нашей планеты.
В своем выступлении ректор университета, академик НАН Беларуси Борис Михайлович Хрусталев подчеркнул, что БНТУ готовит не только высококвалифицированных специалистов для реального сектора экономики страны, но и воспитывает патриотов Беларуси.
- У нас для этого есть все, - сказал Борис Хрусталев, - 95-летние традиции патриотизма, которые зримо проявились в различные исторические периоды. Так, в годы Второй мировой войны свыше 700 студентов, преподавателей, выпускников тогдашнего БПИ первыми стали в ряды защитников Родины, сражаясь на различных фронтах. Наш коллектив гордится выпускником БПИ Федором Алексеевичем Малышевым, который был удостоен звания Героя Советского Союза. Высоких боевых наград за мужество и героизм были удостоены более 300 наших выпускников.
Как подчеркнул ректор, с учетом современных реалий необходимо, выстраивая методологию идеологической работы с молодежью, не действовать по старинке, а искать концептуально эвристические методы и подходы. Да и сама динамика социальных процессов в студенческих коллективах заставляет нас от ректората до рядового сотрудника, действовать только на опережение. Главные усилия мы направляем на воспитание студентов в духе высокой идейности и преданности Родине, сознательного отношения к ратному труду, на искоренение поступков и нравов, противоречащих здоровому образу жизни.
Писатель Иван Тургенев как-то заметил: «У нас у всех есть один якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься – чувство долга». В данном случае мы говорим о чувстве долга каждого из нас в идеологической работе с молодежью. Мы будем будить в ребячьих душах патриотические гражданские чувства, формировать мечту о доблести, о подвиге, о славе, чем всегда была богата земля белорусская. Мы будем постоянно наполнять содержанием гордый смысл слов «Выпускник БНТУ». И для этого уже много сделано.
Учебно-воспитательный процесс в университете насыщен патриотическим содержанием, максимально используются музеи и комнаты боевой славы, Государственный Музей истории Великой Отечественной войны, походы по местам боевой славы. По убеждению Бориса Михайловича, живая, наполненная социальным оптимизмом идеологическая работа с молодыми людьми, желание и умение делить с ними радости и горести, требовательность и отеческая забота о них – действенное средство идейного воспитания молодежи, повышения ее сознательности, укрепления дисциплины, правопорядка и организованности. Речь идет об индивидуальной работе. Индивидуально – значит непрерывно, конкретно, целеустремленно, наступательно, адресно.
Но любые планы могут повиснуть в воздухе, если оставят равнодушными студента, преподавателя, руководителя любого звена, если мы не сможем пробудить социальную активность каждого члена коллектива Политеха, его энергию и инициативу. Ведь в любом деле, большом и малом, первопричина успехов и неудач – конкретный человек.
«Человек – мера всех вещей», - подчеркивал древнегреческий философ Пифагор. И действительно, все от человека, все в нем. Чем он сознательнее, чем подготовленнее мировоззренчески, научно, нравственно, тем полнее раскрываются его возможности – творческие, физические и духовные. Конечно, как говорит Борис Михайлович, работа с людьми – это тяжелый труд. Напрашивается сравнение: работа с людьми подобна огранке алмазов. По своей тонкости и сложности она ничуть не легче, а пожалуй, гораздо труднее, потому что материалом здесь служит не минерал – а живая человеческая душа.
Прав был великий педагог А.С. Макаренко, утверждая, что требования и уважение к личности – это единственный сплав, на основе которого складываются товарищеские отношения между учителями и учениками. И что особенно важно, по мнению академика Бориса Хрусталева, идеологическую работу нельзя измерять временными показателями – столько-то часов я провел в студенческом общежитии, проведено столько-то лекций, бесед и т.п. Судить о ней надо по конечным результатам – сделано то-то и то-то, получен такой-то конкретный результат.
В свое время светлые умы прошлого, например, Гоголь и Чехов, назвали критерии, которые определяют идеологическое воздействие на людей. Это авторитет, энергия, мотивация, опытность, разносторонность и талант. Такие классические характеристики должны побуждать к динамичному совершенствованию личностных достоинств у студенческой молодежи. И одновременно думать о кадрах: триада здесь известна – тщательно подбирать, настойчиво учить, умело расставлять.
Ректор Борис Михайлович Хрусталев уверен, что если каждый из нас совместно с общественными организациями и деятелями страны проникнется пониманием важности проблемы воспитания патриотизма, если дойдем до людей с пламенным словом, поведем разговор, что называется, и по-отечески, и по сердцу, то эти усилия принесут на ниве патриотического воспитания ощутимые результаты. И нет здесь лучшего способа, чем честно, заинтересованно делать свое дело: готовить мужественных, беззаветно преданных Родине высококвалифицированных специалистов, которые в скором будущем будут формировать облик планеты.
В заключение поделюсь личным впечатлением от встречи. Красиво когда-то сказал Евгений Евтушенко в своих стихах: «Когда изменяемся мы, изменяется мир, яснеет душа, переменами неозлобимая…». И в это хочется верить.
Анатолий КОНОНОВ,
фото Степана БУБЕЛО.