Дисциплинированность — пережиток прошлого или залог успеха
- ср, 10/09/2014 - 11:04
Современная жизнь при всех ее «свободах» приобрела суррогат свободы — отсутствие дисциплины и порядка в социальных отношениях. Однако успех и дисциплина находятся в прямо пропорциональной зависимости. Студент, пора осознать основное качество студенческой жизни — дисциплинированность и целеустремленность.
Дисциплина и ее функции. Дисциплина (лат. Disciplina — учёба, воспитание, школа, далее — Д) — определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Д является важнейшим условием нормального существования общества, поскольку совместная жизнедеятельность, а также труд нуждаются в определенной упорядоченности и организованности, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. Смысл Д совместной деятельности заключается в неуклонном следовании заранее намеченному плану, который регламентирует последовательность и содержание действий для достижения намеченной цели. Д основывается на некотором принуждении, которое неизбежно, ибо играет роль упорядочивающего фактора с целью повышения степени организации общества. В незрелом, как правило, инфантильном сознании дисциплина воспринимается как муштра, цензура и прочие нормативные ограничения свободы. Истинный смысл понятия свобода заключается в возможности выбора, принятии самостоятельных решений и определении стратегии собственной жизни. Д не противоречит свободе, если она основывается на самодисциплине. Внутренняя Д предполагает усвоение членами общества норм, регламентирующих поведение людей. Самодисциплина поддерживается без внешних санкций и принудительных мер и является целью и средством самовоспитания.
Как исчезает дисциплина. Д играет особую роль в жизнедеятельности вуза и учебной деятельности студентов. Учебная Д заключается в строгом выполнении главной обязанности студента — добросовестном отношении к студенческом труду — учебной деятельности, соблюдению распорядка и правил студенческой жизни и общежития, правил и норм морали и этикета. Д требует от студентов регулярного посещения учебных занятий, добросовестной самостоятельной работы, соблюдения порядка на лекциях и во время перемен. Важным фактором, влияющим на дисциплину и отношение к делу, является стиль отношений между преподавателем и студентами: авторитарный, демократический и либеральнопопустительский. В свою очередь, этот стиль во многом зависит от позиции, которую занимает преподаватель в процессе организационно-управленческой деятельности. При авторитарном стиле преподаватель строит управление посредством монологов, предписаний и замечаний. При демократическом стиле преподаватель организует совместную со студентами деятельность как самодеятельность студентов и управление посредством обратной связи в форме диалога. При либерально-попустительском стиле отношений преподаватель не управляет поведением студентов, а делает видимость организационно обучающей деятельности. Данный тип взаимоотношений наиболее губителен для вуза, ибо порождает отчуждение студентов от учебной деятельности. К сожалению, в нашей высшей школе все чаще начинает складываться либерально-попустительский тип взаимоотношений, который становится и причиной, и следствием отсутствия у студентов готовности учиться, должного порядка и дисциплины в учебном процессе — сердцевине образования. Данное явление имеет целый комплекс причин. Вопрос постоянного поиска путей улучшения нравственного и гражданского воспитания студентов особенно важен в нашей стране, живущей в эпоху перемен, когда вследствие ломки социалистической сис стемы ценностей ещё не вы работаны четкие подходы и стратегии к формированию достойных высоконравственных граждан нашего государства в новых условиях. Не последнюю роль в отчуждении студентов от образования и учебной деятельности сыграли негативные последствия развития информационно-коммуникативных технологий: дефицит непосредственного вербального общения, иллюзия виртуальной свободы, развлекательный характер виртуального общения, формирование клипового мышления и др.
Студент, время учебы в университете — это время духовного пробуждения, осознания себя, выработки самодисциплины для успешной деятельности.
Валерий СТАРЖИНСКИЙ,
профессор
кафедры
философских
учений, доктор
философских
наук, член
экспертного
совета
Парка высоких
технологий