Дисциплинированность — пережиток прошлого или залог успеха

  • ср, 10/09/2014 - 11:04
Дисциплинированность — пережиток прошлого или залог успеха

Современная жизнь при всех ее «сво­бодах» приобрела суррогат свободы — отсутствие дисциплины и порядка в со­циальных отношениях. Однако успех и дисциплина находятся в прямо про­порциональной зависимости. Студент, пора осознать основное качество сту­денческой жизни — дисциплинирован­ность и целеустремленность.

Дисциплина и ее функции. Дисципли­на (лат. Disciplina — учёба, воспитание, школа, далее — Д) — определённый по­рядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам пра­ва и морали или требованиям какой-ли­бо организации. Д является важнейшим условием нормального существования общества, поскольку совместная жизне­деятельность, а также труд нуждаются в определенной упорядоченности и органи­зованности, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование соци­альных организаций. Смысл Д совместной деятельности заключается в неуклонном следовании заранее намеченному плану, который регламентирует последователь­ность и содержание действий для достиже­ния намеченной цели. Д основывается на некотором принуждении, которое неизбеж­но, ибо играет роль упорядочивающего фак­тора с целью повышения степени органи­зации общества. В незрелом, как правило, инфантильном сознании дисциплина вос­принимается как муштра, цензура и прочие нормативные ограничения свободы. Истин­ный смысл понятия свобода заключается в возможности выбора, принятии самостоятельных решений и определении страте­гии собственной жизни. Д не противоречит свободе, если она основывается на само­дисциплине. Внутренняя Д предполагает усвоение членами общества норм, регла­ментирующих поведение людей. Самодис­циплина поддерживается без внешних санкций и принудительных мер и является целью и средством самовоспитания.

Как исчезает дисциплина. Д играет осо­бую роль в жизнедеятельности вуза и учеб­ной деятельности студентов. Учебная Д заключается в строгом выполнении главной обязанности студента — добросовестном отношении к студенческом труду — учебной деятельности, соблюдению распорядка и правил студенческой жизни и общежития, правил и норм морали и этикета. Д требу­ет от студентов регулярного посещения учебных занятий, добросовестной само­стоятельной работы, соблюдения порядка на лекциях и во время перемен. Важным фактором, влияющим на дисциплину и от­ношение к делу, является стиль отношений между преподавателем и студентами: авто­ритарный, демократический и либеральнопопустительский. В свою очередь, этот стиль во многом зависит от по­зиции, которую занимает преподаватель в процес­се организационно-управ­ленческой деятельности. При авторитарном стиле преподаватель строит управление посредством монологов, предписаний и замечаний. При демократическом стиле преподаватель организует совместную со студентами деятельность как самодеятельность студен­тов и управление посредством обратной связи в форме диалога. При либерально-по­пустительском стиле отношений преподава­тель не управляет поведением студентов, а делает видимость организационно об­учающей деятельности. Данный тип взаимо­отношений наиболее губителен для вуза, ибо порождает отчуждение студентов от учебной деятельности. К сожалению, в нашей высшей школе все чаще начинает складываться либерально-попустительский тип взаимоотношений, который становится и причиной, и следствием отсутствия у студентов готовности учиться, должного порядка и дис­циплины в учебном процессе — сердцеви­не образования. Данное явление имеет це­лый комплекс причин. Вопрос постоянного поиска путей улучшения нравственного и гражданского воспитания студентов осо­бенно важен в нашей стране, живущей в эпо­ху перемен, ког­да вследствие ломки социалистической сис стемы ценностей ещё не вы работаны чет­кие подходы и стратегии к формированию до­стойных высо­конравственных граждан нашего государства в новых ус­ловиях. Не последнюю роль в отчужде­нии студентов от образования и учебной деятельности сыграли негативные по­следствия развития информационно-ком­муникативных технологий: дефицит не­посредственного вербального общения, иллюзия виртуальной свободы, развлека­тельный характер виртуального общения, формирование клипового мышления и др.

Студент, время учебы в университе­те — это время духовного пробуждения, осознания себя, выработки самодисци­плины для успешной деятельности.

Валерий СТАРЖИНСКИЙ,
профессор
кафедры
философских
учений, доктор
философских
наук, член
экспертного
совета
Парка высоких
технологий

Выпуск газеты: