ДИАЛОГ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ
- ср, 28/02/2018 - 00:00
ДИАЛОГ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ
Наша страна сделала первый шаг построения интеллектуальной экономики. На современные вызовы жизни многотысячный коллектив Белорусского национального технического университета всегда отвечает словом и делом. Наши выпускники востребованы на рынке труда и приносят славу Республике Беларусь. Качественная подготовка кадров – это дорога в завтра, и останавливаться на достигнутом ни в коем случае непозволительно.
Перспективы развития инженерно-педагогического факультета (ИПФ) рассмотрены на выездном Совете Белорусского национального технического университета, который прошел на базе филиала БНТУ «Минский государственный технологический колледж». Такой формат был выбран неслучайно: с одной стороны, членам Совета хотелось больше узнать об образовательной, научной, инновационной и социальной деятельности колледжа, с другой – найти новые точки сотрудничества в подготовке высококвалифицированных специалистов как будущего кадрового потенциала страны.
В докладе декана ИПФ, доктора технических наук, профессора Сергея Анатольевича Иващенко отмечалось, что деятельность факультета осуществляется в соответствии с перспективным планом развития БНТУ и факультета, годовыми планами работы совета ИПФ, учебно-методической комиссии ИПФ, приказами и распоряжениями ректора, другими нормативными документами. В 2011 году на факультете внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2015.
На факультете проводится подготовка специалистов по шести направлениям специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям) («Машиностроение», «Энергетика», «Строительство», «Автомобильный транспорт», «Информатика», «Деревообработка») и по специальности 1-36 20 04 «Вакуумная и компрессорная техника». Набор студентов по направлению специальности 1-08 01 01–04 «Профессиональное обучение (деревообработка)» впервые осуществлён в 2017 году. Поэтому основной задачей факультета на ближайшее время является материально-техническое и качественное учебно-методическое обеспечение данного направления.
Сегодня в составе факультета 4 кафедры: три выпускающие – «Вакуумная и компрессорная техника», «Профессиональное обучение и педагогика», «Технология и методика преподавания» и одна общеобразовательная – «Психология».
Профессорско-преподавательский состав (далее - ППС) кафедр включает 48 работников, в том числе 7 докторов и 18 кандидатов наук (52% ППС). Руководство факультета и кафедр проводит целенаправленную работу по привлечению лучших выпускников факультета к преподавательской работе в БНТУ. Средний возраст ППС составляет 48,5 лет.
На ИПФ обучается 364 студента дневной формы получения образования (в том числе 21 за оплату) и 12 магистрантов, а также 445 студентов заочной формы получения образования (в том числе 307 за оплату) и 3 магистранта.
Руководством и коллективом ИПФ постоянно ведется работа по совершенствованию учебного процесса. Разработаны образовательные стандарты и типовые учебные планы по специальностям «Профессиональное обучение» и «Вакуумная и компрессорная техника».
На факультете налажено планирование и организация учебного процесса. Внедрена модульно-рейтинговая система обучения. Для контроля текущей успеваемости студентов на ИПФ начата работа по внедрению системы мониторинга посещаемости и текущей успеваемости студентов на базе платформы MS Visual Studio 2015.
Материально-техническая база кафедр факультета в целом обеспечивает качественное ведение учебного процесса. Преподаватели активно используют инновационные методы обучения (деловые, ролевые, интерактивные игры, лекции-презентации, мозговой штурм, работу в микрогруппах и др.). На факультете активно ведутся работы по созданию ЭУМК. В 2017 году 25 работников факультета прошли курсы повышения квалификации по «Технологии разработки электронных учебно-методических комплексов и учебной документации».
Следует отметить хорошую организацию и высокое качество педагогических практик. Базами их проведения стали ведущие профессионально-технические и средние специальные учреждения образования города Минска (в том числе филиалы БНТУ). В период прохождения педагогических практик студенты работают в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения. Кафедры факультета имеют филиалы в ГНУ Физико-технический институт НАН Беларуси, ГНУ Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси, УО «МГПЛ №9 автомобилестроения» и УО «МГПТК им. В.Г. Каменского». На базе мастерских УО «МГПЛ №3 машиностроения» проводятся производственное обучение и учебная практика студентов факультета.
На ИПФ выполняются два задания Государственной программы научных исследований «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии». В 2017 году работником факультета защищена одна диссертация на соискание ученой степени доктора наук. В ближайшие пять лет кафедрами запланирована защита 1 докторской и 5 кандидатских диссертаций.
На Совете состоялся обстоятельный обмен мнениями. Разговор получился откровенный, доверительный. Высказываться мог любой желающий. В центре внимания у членов Совета были проблемы, решение которых позволило кафедрам и факультету в значительной мере поднять планку ответственности за качественную подготовку кадров. Подчеркивалось, что ахиллесовой пятой на факультете является обучение иностранных граждан, что в конечном итоге негативно влияет на экспортную составляющую. Говорили и о качестве подготовке магистрантов. Особое внимание обращалось на усиление контроля со стороны кафедр и деканата за выполнением индивидуальных планов магистрантов. Поднимались вопросы привлечения студентов факультета к участию в выполнении хозяйственных договоров и государственных программ научных исследований. Здесь, по мнению членов Совета, основную роль должны сыграть кафедры, ведь их научный потенциал достаточный, чтобы обеспечить существенный прорыв в этом направлении. Затрагивались и проблемы поддержки талантливой молодежи. Нельзя забывать, что фундаментом всей системы подготовки научных кадров является студенческая наука, реализуемая в студенческих лабораториях, объединениях и кружках стартапов и молодежных бизнес-центров. Это очень важно, памятуя о том, что на II Съезде ученых Беларуси принят долгосрочный стратегический документ – Программа развития науки до 2040 года.
Следует отметить, выездной Совет стал своего рода точкой отсчета нового этапа в деятельности университета. Один из очередных Советов БНТУ планируется провести на базе филиала университета «Борисовский государственный политехнический колледж».
Таким образом, материал для анализа болевых точек и принятия конкретных решений по дальнейшему совершенствованию инженерно-педагогического факультета очевиден. Конструктивный подход к их реализации, без всякого сомнения, послужит достойным примером и для других структурных подразделений Белорусского национального технического университета.
Подготовил Анатолий КОНОНОВ.
Врезка
Минский государственный технологический колледж – учреждение среднего специального образования, обеспечивающее получение квалификации специалиста со средним специальным образованием. В распоряжении учащихся и преподавателей находятся современные кабинеты и лаборатории, общежитие, богатая научная библиотека с возможностью свободного доступа к информации.
Практическую подготовку учащиеся получают в период прохождения учебной и производственных практик на базовых предприятиях, а также в производственной мастерской нашего колледжа.
Выпускники колледжа могут продолжить обучение по сокращенной программе в Белорусском национальном техническом университете.