БНТУ – инновационная площадка для заседания Президиума Совета Министров
- пт, 06/05/2011 - 08:04
В нашем университете прошло выездное заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь под председательством Премьер-министра М.В. Мясниковича. На заседании рассмотрен проект Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 годы.
С основным докладом на заседании выступил Министр образования С.А. Маскевич, содокладчики – заместитель председателя Совета ректоров вузов страны, ректор БНТУ, академик НАН Беларуси Б.М. Хрусталев и технический директор РУП «МТЗ» И.В. Емельянович.
В заседании Президиума Совета Министров и обсуждении проекта программы приняли участие Председатель Палаты представителей Национального собрания В.П. Андрейченко, Первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь А.М. Радьков, заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси А.Р. Цыганов, Председатель Государственного комитета по науке и технологиям И.В. Войтов. В дискуссии и обсуждении вопросов активное участие приняли А.М. Харковец, Н.Г. Снопков, Е.Н. Мартынов, А.А. Афанасьев, Э.Ф. Товпенец, И.М. Жарский, М.П. Батура, П.С. Пойта, а также руководители крупных промышленных предприятий страны.
Дальнейшие перспективы высшего образования рассматривались в контексте инновационного развития страны. Вот почему площадкой для заседания Президиума Совета Министров стал Белорусский национальный технический университет. За 90-летнюю историю развития Политех накопил значительный опыт интеграции образования, науки, производства. Например, из 150 филиалов кафедр вузов страны, которые взаимодействуют со многими предприятиями, 60 созданы в БНТУ и успешно работают на производстве.
Перед началом заседания Президиума Совета Министров гости посетили машиностроительный факультет, где и ознакомились с практикой работы ряда учебных лабораторий, в том числе созданных с помощью ведущих мировых фирм «Siemens», «Bosch», «Saudvik-Caromant», «SKF», «Iskar», «Festa», затем разговор продолжился на выставке научных достижений БНТУ.
Cегодня БНТУ обеспечивает квалифицированными кадрами многие отрасли народного хозяйства и в этом большая заслуга 40-тысячного коллектива университета. Михаил Владимирович Мясникович отметил, что необходимо уделять внимание не только совершенствованию системы подготовки кадров с высшим образованием, но и связи этой подготовки с реальным сектором экономики. «Будут всячески привет-ствоваться совместные кафедры, прохождение производственной практики, стажировки, в том числе за рубежом, – подчеркнул Премьер-министр. – Главное, чтобы специалист, который получит высшее образование, быстро адаптировался к условиям реального производства и стал полезным для инновационного развития». Об этом говорил и ректор Борис Михайлович Хрусталев на недавно прошедшем выездном семинаре Совета Республики Национального собрания.
«Беларусь как высокоинтеллектуальная страна должна готовить кадры не только для себя, но и для других государств, – подчеркнул М.В. Мясникович. – Если сегодня про-анализировать конкурентоспособность подготовки наших кадров в высшей школе, то мы вполне конкурентны в сравнении с европейскими университетами в подготовке профессиональных кадров прикладного характера».
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Афанасьевич Тозик, комментируя проект Госпрограммы развития высшего образования на 2011-2015 годы, отметил, что в Беларуси нет нужды проводить радикальную реформу высшего образования. По его мнению, в стране сформирована нормальная высшая школа, которая дает образование не хуже, чем европейская или американская. Он напомнил, что Беларусь планирует подключиться к Болонскому процессу, что позволит ей войти в международное научное и образовательное пространство. Страна сохранила все лучшее в системе высшего образования с советского времени, а за годы независимости многое добавила для ее развития. Главными задачами системы высшего образования, по мнению А.А. Тозика, являются вхождение в международное образовательное пространство, обеспечение тесной взаимосвязи теоретической и практической подготовки студентов. Говоря о перспективах развития высшего образования в Беларуси, он особо подчеркнул, что сейчас важно проанализировать нынешнее состояние высшей школы и определить основные направления, по которым она должна развиваться с учетом интеллектуального потенциала страны.
«Мы думаем над тем, чтобы за год до окончания учебного заведения проводить распределение, и пятый год учебы будущий выпускник вуза свою теоретическую подготовку уже соотносил с тем рабочим местом, той организацией, где он будет работать», – пояснил заместитель Премьер- министра.
А.А. Тозик отметил, что главный акцент должен делаться на то, чтобы молодые специалисты могли быстро реагировать на изменения в производстве, в технологиях. «В высшей школе страны сильный академический фундаментальный компонент. Нас критикуют за него, но этот компонент мы должны сохранить, он дает выпускникам возможность быстро перестраиваться с учетом изменения технологий».
Также будет уделено внимание повышению уровня обучения студентов иностранным языкам. По мнению заместителя Премьер-министра, в настоящий момент этот уровень пока недостаточен. «Нужно активнее внедрять в систему высшего образования и современные информационные технологии», – считает А.А. Тозик. Немаловажен вопрос обновления материально-технической базы вузов. К этому процессу необходимо подходить разумно, экономно и по-хозяйски, сказал он.
Декан МСФ А.М. Якимович считает, что в столичных вузах вопрос обновления материально-технической базы стоит не так остро. К примеру, в БНТУ обновлять оборудование в учебных аудиториях помогают зарубежные компании. «Наши студенты в состоянии быстро адаптироваться на производстве, так как мы даем современные знания, например, в области автоматизации, проектирования, конструирования с использованием тех пакетов программ, которые работают на предприятиях», – отметил декан.
Министр образования С.А. Маскевич сообщил, что в республике планируется создать современную сеть студенческих бизнес-инкубаторов. Ожидается, что они появятся практически в каждом вузе страны. Такие структуры помогут студентам не только закреплять навыки на практике, но и напрямую устанавливать контакты с потенциальными работодателями. Кстати, в БНТУ созданию подобных структур уделяется особое внимание.
Анализируя перспективы развития высшего образования в ближайшие пять лет, С.А. Маскевич отметил, что государством намечены меры по стимулированию труда преподавателей, развитию материально-технической базы в высших учебных заведениях, а также повышению интереса студентов к учебе и науке. «Наш приоритет – омоложение профессорско-преподавательского состава, поддержка молодых людей, которые стремятся в науку, – подчеркнул он. – Сегодня дело номер один – это и обеспечение студентов вузов общежитиями». По словам Министра, на реализацию Госпрограммы развития высшего образования в Беларуси на 2011-2015 годы планируется направить около Вr 2,5 трлн.
«Мы считаем, что на данном этапе увеличение ассигнований на 30% в год на высшую школу в ближайшие 5 лет позволило бы перейти к новому типу высшей школы – инновационной».
С.А. Маскевич отметил, что в Беларуси сформулированы амбициозные задачи по развитию экономики. «Сегодня понятно, что следует предпринять самые серьезные меры по развитию интеллектуального потенциала, в том числе в высшей школе», – сказал он. Особое внимание необходимо уделить в вузах созданию условий для проведения исследований с ориентацией на прикладные направления. «При этом нужно развитие высшей школы объявить государственным приоритетом».
В своем выступлении Б.М. Хрусталев акцентировал внимание участников заседания на ключевых проблемных аспектах высшей школы и необходимости развития ее по следующим основным направлениям: максимальное привлечение различных источников финансирования для функционирования вузов, обновление их материально-технической базы; увеличение доли экспортных услуг (образовательных, научно-технических) и ускоренная интеграция в международный рынок; создание новых форм внутри- республиканской интеграции образования, науки, производства, нацеленных на выпуск экспортной наукоемкой конкурентоспособной продукции. И.В. Емельянович на примерах филиалов кафедр БНТУ, БГТУ и БГАТУ на РУП «МТЗ» подчеркнул необходимость тесной интеграции университетов с производством.
Проект Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 годы предусматривает дальнейшее инновационное развитие высшего образования для обеспечения кадрами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Продолжится работа по открытию новых перспективных и востребованных специальностей, повышению престижа технического и естественно-научного образования. Получит дальнейшее развитие система свое-временной корректировки объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом приоритетных направлений развития отраслей экономики.
В результате планируется, что к 2015 году доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием в выпуске из государственных учреждений высшего образования достигнет 30%, а доля специалистов с педагогическим образованием снизится до 14%, специалистов по коммуникациям, праву, экономике и организации производства, экономике и управлению – примерно до 30%. Данные показатели соответствуют структуре профессионального образования развитых европейских государств.
Продолжится работа по формированию университетов как центров научно-инновационной деятельности, созданию и развитию при учреждениях высшего образования субъектов инновационной структуры таких как технопарки, центры трансфера технологий, международного научно-технического сотрудничества. В настоящее время у нас насчитывается 30 инновационных подразделений, включая три технопарка. В целях интеграции науки, образования и производства на высокотехнологичных предприятиях планируется создание новых филиалов кафедр, а на базе учреждений высшего образования – учебно-научно-производственных комплексов.
В результате к 2015 году объемы экспорта образовательных услуг за годы реализации госпрограммы планируется довести до $186,68 млн. На бюджетной основе будет подготовлено свыше 147 тыс. специалистов с высшим образованием и 8,9 тыс. магистров. По программе планируется приобретение около 16 тыс. единиц оборудования, 18 тыс. единиц компьютерной техники, строительство и реконструкция 43 учебно-лабораторных корпусов, возведение 20 студенческих общежитий более чем на 14,5 тыс. мест.
Экспорт объема образовательных услуг должен возрасти до 61,66 миллионов долларов в год. Беларусь имеет необходимый потенциал, чтобы готовить кадры для инновационной экономики.
Фото: сайт <a href="http://government.gov.by/ru/photo/">http://government.gov.by/ru/photo/</a>
Категории: