Создание, становление, развитие
- чт, 10/12/2015 - 08:00
Кафедре «АВТОМОБИЛИ» - 75!
Кафедре «Автомобили» автотракторного факультета исполняется 75 лет. Её открытие в 1940 году на механическом факультете Белорусского политехнического института было вызвано необходимостью подготовки инженерных кадров для автотранспортного машиностроения и технической эксплуатации автомобилей. Для организации кафедры был приглашен доцент Московского автомеханического института (МАМИ) Борис Семенович Фалькевич. С 1940 года до начала Великой Отечественной войны он по совместительству возглавляет кафедры "Автомобили" Горьковского индустриального института и Белорусского политехнического института. В 1948 г. защищает докторскую диссертацию, в 1949 г. был утвержден в звании профессора. Им опубликовано более 100 научных трудов, подготовлено 74 кандидата технических наук. Б.С. Фалькевич — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, один из наиболее известных в СССР и за рубежом ученых в области автомобилестроения и автомобильного транспорта.
После окончания Великой Отечественной войны кафедра возобновила свою работу.
В 1946-1950 гг. кафедру возглавляет Ювеналий Александрович Вейс — ученый в области машиноведения и механизации сельского хозяйства, доктор технических наук (1937 г.), заслуженный деятель науки БССР, академик Академии наук БССР (1940 г.). Работы ученого посвящены вопросам проектирования и применения сельскохозяйственных машин и механизмов. Он сконструировал и применил на практике ряд сельскохозяйственных машин, измерительных и учебных приборов.
В 1951 г. организуется автотракторный факультет и кафедра «Автомобили» входит в его состав. В это время в связи с открытием в Минске крупнейших заводов – МАЗа, МТЗ, ММВЗ возникает большая потребность в высококвалифицированных специалистах по автомобилестроению, тракторостроению и эксплуатации автомобильного транспорта. Первый выпуск инженеров-автомобилестроителей на АТФ состоялся в 1952 году.
В 1951-1973 гг. кафедру возглавлял Игорь Сергеевич Цитович — ученый в области транспортного машиностроения и тракторостроения. Член-корреспондент Академии наук БССР, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР. В то время дальнейшее развитие получают учебные лаборатории кафедры, ее испытательная база. Большую роль в этом сыграли инженеры кафедры И. И. Сверчинский, Н.В. Розанов, С.Т. Мазуров, В.А. Шушкевич. В 1957 г. в связи с развитием автотракторной промышленности в республике при кафедре была организована Проблемная научно-исследовательская лаборатория автомобилей (ПНИЛА). Ее научным руководителем стал И.С. Цитович, а заведующими в различное время —Н.Л. Островерхов, В.А. Дзюнь, Г.Ф. Бутусов, А.Д. Черванев, а с 2000 г. —М.С. Лебедев.
В Проблемной НИЛ автомобилей разработан проект типажа грузовых автомобилей, тракторов и тепловозов, ряд нормалей для расчета трансмиссий автомобилей на ЭВМ, которые используются конструкторскими бюро автомобильных и тракторных заводов.
В 50-х годах на кафедре преподавали В.А. Вавуло, А.В. Фридрих, Г.М. Кокин, Б.Е. Митин, Н.Л. Островерхов, Ю.А. Геллер, Ю.Б. Беленький, Д.М. Гатов, Б.Н. Хваль, В.Г. Ревский, Н.Ф. Метлюк.
В 60-х годах на кафедру пришли А.В. Карпов, М.П. Дубровский, О.С. Руктешель, Л.А. Молибошко, В.П. Автушко, И.И. Лепешко, В.А. Сергеенко.
В связи с этим в 1963 г. создается научная лаборатория НАМИ-БПИ. Более 10 лет лабораторией руководил к.т.н., доцент Е.М. Янчук, а с 1975 по 1992 г., - к.т.н., с.н.с. И.В. Каноник. Большой вклад в развитие лаборатории внесли ее сотрудники: к.т.н., доценты М.П. Бренч, В.П. Автушко, А.Т. Ковальков, Л.И. Офенгейм, инженеры В.И. Поляков, П.В. Кислейко, В.А. Сергеенко и другие. Ими проведены испытания многих моделей автомобилей в различных географических и климатических зонах СССР, включая районы Крайнего Севера, Средней Азии, горные дороги Крыма и Кавказа.
В 70-х годах на кафедру были приняты В.М. Беляев, Г.Е. Атлас, В.Я. Бабук, В.В. Палазова, Д.М. Ломако. В этот период кафедра совершенствует учебный процесс, увеличивает выпуск, повышает качество подготовки специалистов.
Кафедра работает в тесном сотрудничестве с инженерно-конструкторскими службами МАЗа, МТЗ, БелАЗа. Кафедра поддерживает тесные связи с заводами СССР: автомобильными — Кременчугским, Уральским, Ижевским, Горьковским, Запорожским, ЗИЛом, МЗМА, и тракторными – Харьковским, Челябинским, Липецким, Алтайским.
В 1973-1989 гг. кафедру возглавляет Аркадий Иванович Гришкевич — ученый в области автомобилестроения. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР. А.И. Гришкевич являлся научным руководителем ПНИЛА, участвовал в создании системы сертификации автомобильной техники в Республике Беларусь.
В 1974 г. по инициативе кафедры создано первое в республике учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ». Для повышения качества подготовки специалистов для автомобилестроения в 1975 г. на МАЗе создается кафедра «Большегрузные автомобили» в качестве структурного учебно-научного подразделения АТФ. Возглавил кафедру генеральный конструктор МАЗа, академик НАН Беларуси, д.т.н., профессор, лауреат Государственных премий СССР и Республики Беларусь, Герой Беларуси Михаил Степанович Высоцкий.
В 80-х годах на кафедру пришли работать В.В. Капустин, Б.У. Бусел и В.И. Чечик.
С 1990 г. до 2015 г. кафедру возглавлял Олег Степанович Руктешель — видный ученый в области автоматизации управления силовыми агрегатами автомобилей, доктор технических наук, профессор. Он избран действительным членом Международной академии информационных процессов и технологий. Председатель учебно-методического объединения вузов республики в области транспорта и транспортной деятельности.
В 1991 г. с целью совместной подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для автомобильной промышленности кафедра совместно с Минским автомеханическим техникумом (МАМТ) создает учебно-научно-производственное объединение «МАМТ—БПИ—МАЗ».
В 90-х годах ряды кафедры пополнили преподаватели А.М. Сапелкин, Г.А. Дыко, Ю.Е. Гаркавый, В.Г. Иванов и В.А. Кусяк. В эти годы сотрудники кафедры "Автомобили" работают над совершенствованием микропроцессорных систем управления двигателем и трансмиссией автомобиля.
В 1993 г. в структуре ПНИЛА создается Орган по сертификации автотранспортных средств и прицепов, в работе которого активное участие принимают преподаватели кафедры.
Заведующими учебной лабораторией кафедры в разное время работали И.И. Сверчинский, В.А. Лазарев, Б.В. Бобровский, а с 2001 г. - С.Г. Якутович.
Кафедра «Большегрузные автомобили» на МАЗе преобразована в кафедру «Автотранспортные средства МАЗ», среди преподавателей которой: главный конструктор завода к.т.н. А.М. Захарик; заведующий лабораторией САПР и расчетов, к.т.н. А.Г. Выгонный; заместитель главного конструктора, к.т.н. М.И. Горбацевич; начальник центральной заводской лаборатории резания металлов, к.т.н. В.А. Бакин и другие специалисты.
В 2002 г. специальность “Автомобили” преобразована в специальность “Автомобилестроение”.
Кафедрой «Автомобили» подготовлено несколько сотен инженеров для Болгарии, Венгрии, Польши, Германии, Словакии, Чехии, Монголии, Вьетнама, Кореи, а также стран Латинской Америки, Африки и Азии. Наши преподаватели проходят стажировки в ведущих университетах Европы, научно-исследовательских центрах и лабораториях.
По инициативе кафедры в Республике Беларусь создана Академическая автомобильная ассоциация (ААА), которая входит в Европейский союз инженерных автомобильных обществ (ЕАЕС) и Всемирную федерацию автомобильных инженерных обществ (FISITA). Ассоциацию возглавляет ректор БНТУ, академик Б.М. Хрусталев.
Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе всемирного конгресса FISITA, заседаниях советов и комитетов ЕАЕС. В октябре 2010 г. в г. Минске прошел Международный конгресс по грузовым автомобилям, автопоездам и городскому транспорту под патронатом FISITA. С 2008 г. в рамках специальности «Автомобилестроение» ведется подготовка инженеров по направлению «Электроника».
В числе выпускников кафедры: министр промышленности Республики Беларусь В.М. Вовк; директор Минского государственного автомеханического колледжа имени академика М.С. Высоцкого, В.Г. Кириленко; генеральный конструктор БелАЗа А.Н. Егоров; генеральный директор МЗКТ в 2002-2011 гг. Г.А. Синеговский; директор БелГИМ В.Л. Гуревич; главный конструктор по автомобильной технике МАЗ П.Э. Шабанов; главный конструктор МАЗ А.П. Мышко; главный конструктор АМАЗ Ю.Д. Сырокваш; и более 3000 инженеров-конструкторов, испытателей, научных и педагогических работников, руководителей производств.
С мая 2015 года кафедру "Автомобили" возглавляет Юрий Дмитриевич Карпиевич – специалист в области анализа и синтеза микропроцессорных систем автоматического управления и бортового диагностирования технического состояния колесных и гусеничных машин, доктор технических наук, доцент, автор более 100 научных работ. Результаты его исследований успешно внедрены на Минском автомобильном заводе.
Александр БАХАНОВИЧ, декан автотракторного факультета,
Юрий КАРПИЕВИЧ, заведующий кафедрой "Автомобили"