Создание, становление, развитие

  • чт, 10/12/2015 - 08:00
Кафедрой «Автомобили» подготовлено несколько сотен инженеров для Болгарии, Венгрии, Польши, Германии, Словакии, Чехии, Монголии, Вьетнама, Кореи, а также стран Латинской Америки, Африки и Азии. Наши преподаватели проходят стажировки в ведущих университетах Европы, научно-исследовательских центрах и лабораториях

Кафедре «АВТОМОБИЛИ» - 75!

Кафедре «Автомобили» автотракторного факультета исполняется 75 лет. Её открытие в 1940 году на механическом факультете Белорусского политехнического института было вызвано необходимостью подготовки инженерных кадров для автотранспортного машиностроения и технической эксплуатации автомобилей. Для организации кафедры был приглашен доцент Московского автомеханического института (МАМИ) Борис Семенович Фалькевич. С 1940 года до начала Великой Отечественной войны он по совместительству возглавляет кафедры "Автомобили" Горьковского индустриального института и Белорусского политехнического института. В 1948 г. защищает докторскую диссертацию, в 1949 г. был утвержден в звании профессора. Им опубликовано более 100 научных трудов, подготовлено 74 кандидата технических наук. Б.С.  Фалькевич — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, один из наиболее известных в СССР и за рубежом ученых в области автомобилестроения и автомобильного транспорта.

После окончания Великой Отечественной войны кафедра возобновила свою работу.

В 1946-1950 гг. кафедру возглавляет Ювеналий Александрович Вейс — ученый в области машиноведения и механизации сельского хозяйства, доктор технических наук (1937 г.), заслуженный деятель науки БССР, академик Академии наук БССР (1940 г.).  Работы ученого посвящены вопросам проектирования и применения сельскохозяйственных машин и механизмов. Он сконструировал и применил на практике ряд сельскохозяйственных машин, измерительных и учебных приборов.

В 1951 г. организуется автотракторный факультет и кафедра «Автомобили» входит в его состав. В это время в связи с открытием в Минске крупнейших заводов – МАЗа, МТЗ, ММВЗ возникает большая потребность в высококвалифицированных специалистах по автомобилестроению, тракторостроению и эксплуатации автомобильного транспорта. Первый выпуск инженеров-автомобилестроителей на АТФ состоялся в 1952 году.

В 1951-1973 гг. кафедру возглавлял Игорь Сергеевич Цитович — ученый в области транспортного машиностроения и тракторостроения. Член-корреспондент Академии наук БССР, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР. В то время дальнейшее развитие получают учебные лаборатории кафедры, ее испытательная база. Большую роль в этом сыграли инженеры кафедры И. И. Сверчинский, Н.В. Розанов, С.Т. Мазуров, В.А. Шушкевич. В 1957 г. в связи с развитием автотракторной промышленности в республике при кафедре была организована Проблемная научно-исследовательская лаборатория автомобилей (ПНИЛА). Ее научным руководителем стал И.С. Цитович, а заведующими в различное время —Н.Л. Островерхов, В.А. Дзюнь, Г.Ф. Бутусов, А.Д. Черванев, а с 2000 г. —М.С. Лебедев.

В Проблемной НИЛ автомобилей разработан проект типажа грузовых автомобилей, тракторов и тепловозов, ряд нормалей для расчета трансмиссий автомобилей на ЭВМ, которые используются конструкторскими бюро автомобильных и тракторных заводов.

В 50-х годах на кафедре преподавали В.А. Вавуло, А.В. Фридрих, Г.М. Кокин, Б.Е. Митин, Н.Л. Островерхов, Ю.А. Геллер, Ю.Б. Беленький, Д.М. Гатов, Б.Н. Хваль, В.Г. Ревский, Н.Ф. Метлюк.

В 60-х годах на кафедру пришли А.В. Карпов, М.П. Дубровский, О.С. Руктешель, Л.А. Молибошко, В.П. Автушко, И.И. Лепешко, В.А. Сергеенко.

В связи с этим в 1963 г. создается научная лаборатория НАМИ-БПИ. Более 10 лет лабораторией руководил к.т.н., доцент Е.М. Янчук, а с 1975 по 1992 г., - к.т.н., с.н.с. И.В. Каноник. Большой вклад в развитие лаборатории внесли ее сотрудники: к.т.н., доценты М.П. Бренч, В.П. Автушко, А.Т. Ковальков, Л.И. Офенгейм, инженеры В.И. Поляков, П.В. Кислейко, В.А. Сергеенко и другие. Ими проведены испытания многих моделей автомобилей в различных географических и климатических зонах СССР, включая районы Крайнего Севера, Средней Азии, горные дороги Крыма и Кавказа.

В 70-х годах на кафедру были приняты В.М. Беляев, Г.Е. Атлас, В.Я. Бабук, В.В. Палазова, Д.М. Ломако. В этот период кафедра совершенствует учебный процесс, увеличивает выпуск, повышает качество подготовки специалистов.

Кафедра работает в тесном сотрудничестве с инженерно-конструкторскими службами МАЗа, МТЗ, БелАЗа. Кафедра поддерживает тесные связи с заводами СССР: автомобильными — Кременчугским, Уральским, Ижевским, Горьковским, Запорожским, ЗИЛом, МЗМА, и тракторными – Харьковским, Челябинским, Липецким, Алтайским.

В 1973-1989 гг. кафедру возглавляет Аркадий Иванович Гришкевич — ученый в области автомобилестроения. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР. А.И. Гришкевич являлся научным руководителем ПНИЛА, участвовал в создании системы сертификации автомобильной техники в Республике Беларусь.

В 1974 г. по инициативе кафедры создано первое в республике учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ». Для повышения качества подготовки специалистов для автомобилестроения в 1975 г. на МАЗе создается кафедра «Большегрузные автомобили» в качестве структурного учебно-научного подразделения АТФ. Возглавил кафедру генеральный конструктор МАЗа, академик НАН Беларуси, д.т.н., профессор, лауреат Государственных премий СССР и Республики Беларусь, Герой Беларуси Михаил Степанович Высоцкий.

В 80-х годах на кафедру пришли работать В.В. Капустин, Б.У. Бусел и В.И. Чечик.

С 1990 г. до 2015 г. кафедру возглавлял Олег Степанович Руктешель — видный ученый в области автоматизации управления силовыми агрегатами автомобилей, доктор технических наук, профессор. Он избран действительным членом Международной академии информационных процессов и технологий. Председатель учебно-методического объединения вузов республики в области транспорта и транспортной деятельности.

В 1991 г. с целью совместной подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для автомобильной промышленности кафедра совместно с Минским автомеханическим техникумом (МАМТ) создает учебно-научно-производственное объединение «МАМТ—БПИ—МАЗ».

В 90-х годах ряды кафедры пополнили преподаватели А.М. Сапелкин, Г.А. Дыко, Ю.Е. Гаркавый, В.Г. Иванов и В.А. Кусяк. В эти годы сотрудники кафедры "Автомобили" работают над совершенствованием микропроцессорных систем управления двигателем и трансмиссией автомобиля.

В 1993 г. в структуре ПНИЛА создается Орган по сертификации автотранспортных средств и прицепов, в работе которого активное участие принимают преподаватели кафедры.

Заведующими учебной лабораторией кафедры в разное время работали И.И. Сверчинский, В.А. Лазарев, Б.В. Бобровский, а с 2001 г. - С.Г. Якутович.

Кафедра «Большегрузные автомобили» на МАЗе преобразована в кафедру «Автотранспортные средства МАЗ», среди преподавателей которой: главный конструктор завода к.т.н. А.М. Захарик; заведующий лабораторией САПР и расчетов, к.т.н. А.Г. Выгонный; заместитель главного конструктора, к.т.н. М.И. Горбацевич; начальник центральной заводской лаборатории резания металлов, к.т.н. В.А. Бакин и другие специалисты.

В 2002 г. специальность “Автомобили” преобразована в специальность “Автомобилестроение”.

Кафедрой «Автомобили» подготовлено несколько сотен инженеров для Болгарии, Венгрии, Польши, Германии, Словакии, Чехии, Монголии, Вьетнама, Кореи, а также стран Латинской Америки, Африки и Азии. Наши преподаватели проходят стажировки в ведущих университетах Европы, научно-исследовательских центрах и лабораториях.

По инициативе кафедры в Республике Беларусь создана Академическая автомобильная ассоциация (ААА), которая входит в Европейский союз инженерных автомобильных обществ (ЕАЕС) и Всемирную федерацию автомобильных инженерных обществ (FISITA). Ассоциацию возглавляет ректор БНТУ, академик Б.М. Хрусталев.

По инициативе кафедры в Республике Беларусь создана Академическая автомобильная ассоциация (ААА), которая входит в Европейский союз инженерных автомобильных обществ (ЕАЕС) и Всемирную федерацию автомобильных инженерных обществ (FISITA). Ассоциацию возглавляет ректор БНТУ, академик Б.М. Хрусталев.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе всемирного конгресса FISITA, заседаниях советов и комитетов ЕАЕС. В октябре 2010 г. в г. Минске прошел Международный конгресс по грузовым автомобилям, автопоездам и городскому транспорту под патронатом FISITA. С 2008 г. в рамках специальности «Автомобилестроение» ведется подготовка инженеров по направлению «Электроника».

В числе выпускников кафедры: министр промышленности Республики Беларусь В.М. Вовк; директор Минского государственного автомеханического колледжа имени академика М.С. Высоцкого, В.Г. Кириленко; генеральный конструктор БелАЗа А.Н. Егоров; генеральный директор МЗКТ в 2002-2011 гг. Г.А. Синеговский; директор БелГИМ В.Л. Гуревич; главный конструктор по автомобильной технике МАЗ П.Э. Шабанов; главный конструктор МАЗ А.П. Мышко; главный конструктор АМАЗ Ю.Д. Сырокваш; и более 3000 инженеров-конструкторов, испытателей, научных и педагогических работников, руководителей производств.

С мая 2015 года кафедру "Автомобили" возглавляет Юрий Дмитриевич Карпиевич – специалист в области анализа и синтеза микропроцессорных систем автоматического управления и бортового диагностирования технического состояния колесных и гусеничных машин, доктор технических наук, доцент, автор более 100 научных работ. Результаты его исследований успешно внедрены на Минском автомобильном заводе.

Александр БАХАНОВИЧ, декан автотракторного факультета,

Юрий КАРПИЕВИЧ, заведующий кафедрой "Автомобили"

 

Категории: 
Выпуск газеты: