Политех моей судьбы

  • чт, 05/03/2020 - 00:00

ПОД ЗНАКОМ ЮБИЛЕЯ

Политех моей судьбы

Приближается 100-летие со дня основания нашего Белорусского политехнического института, сейчас – БНТУ. За это время в университете подготовлены многие тысячи высококвалифицированных специалистов. Все они вспоминают учебу в институте как лучшие годы жизни, вспоминают товарищей, свои группы и преподавателей. Хочу рассказать и о своей семидесятой группе автотракторного факультета, в которой начал учиться в 1958 году.

В группе собрались вчерашние школьники, бывшие рабочие предприятий, демобилизованные военнослужащие. Нам тогда нелегко пришлось в первом семестре, ведь многое забылось, пришлось наверстывать, но группа сплотилась, почти все студенты после лекций собирались в общежитии, помогали друг другу не только в первую сессию, но и в дальнейшем. За неуспеваемость у нас в группе не был отчислен ни один студент.

После первого семестра активизировались спортсмены. Команда борцов-вольников факультета завоевала первое место в институте. Студенты нашей группы, мастера спорта по вольной борьбе Феликс Шилкин и Олег Федоренко в составе сборной БПИ завоевали первое место в соревновании среди вузов республики в 1959 году.

Единственная девушка в группе Тоня Гордеева все годы учебы участвовала в соревнованиях по волейболу в составе сборной АТФ. Студенты 70-й группы в 1959 году активно соревновались в мотокроссе.

После второго курса у наших студентов проявился интерес к работе студенческого научно-технического общества, особенно на кафедрах «Двигатели внутреннего сгорания» и «Автомобили». Студент нашей группы Георгий Кухарёнок активно участвовал в научно-исследовательской работе на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания», испытывал различные типы двигателей. Эти данные использовались непосредственно в производстве на тракторном и моторном заводах. После окончания института Георгий продолжил работу на кафедре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, а в дальнейшем профессор Кухарёнок Г.М. заведовал кафедрой ДВС с 1993 по 2018 годы. И сегодня Георгий Михайлович продолжает трудиться на родной кафедре, поддерживает связь с нашими выпускниками.

На кафедре «Автомобили» студенты участвовали в испытаниях автомобилей, и когда в 1962 году Горьковский автозавод прислал заявку на определение динамических нагрузок в трансмиссии автомобиля ГАЗ-63 при трогании с места, заведующий кафедрой профессор Цитович И.С. предложил эту работу студентам Витольду Артюху и Анатолию Станецкому, еще до учебы в институте ставшими профессиональными водителями с армейской практикой. Работа была успешно выполнена и на VIII Межвузовском студенческом смотре научно-технических работ отнесена к первой категории за 1962 год.

Министр высшего образования БССР М.В.Дорошевич, бывший ректор БПИ, наградил В.Артюха и А.Станецкого почетными грамотами министерства.

А в это время минский автозавод приступил к выпуску нового автомобиля МАЗ-500. Руководство завода обратилось на кафедру «Автомобили» БПИ с предложением протестировать этот автомобиль. Работа была снова поручена В.Артюху и А.Станецкому, которые уже приобрели опыт подобных испытаний. Задача для студентов состояла в определении максимальных динамических нагрузок в узлах и деталях МАЗ-500 при различных режимах работы двигателя.

С завода прямо с конвейера привезли шасси МАЗ-500 и установили во втором корпусе БПИ. Испытания проводились методом тензометрирования и завершились в установленный срок.

Эта работа была удостоена диплома первой степени на всесоюзном смотре студенческих научно-технических работ в 1963 году.

Нашему старосте Витольду Артюху после защиты диплома предложили работать в институте, он защитил диссертацию, получил ученое звание профессора, и до последнего дня жизни заведовал кафедрой. Анатолий Станецкий более 50 лет руководил крупнейшими предприятиями и объединением Минтранса, сейчас – на пенсии.

Выпускники нашей группы трудились во всех уголках необъятного Союза ССР. Антон Кутрейша работал в Минтрансе Молдавии. Михаил Панес создал фирму по продаже автомобилей МАЗ-500 в СНГ. В автобизнесе работает Станислав Тишкевич. Валентин Якимович десятилетия строил дороги в Сирии. Владимир Грицкевич возглавил ОАО «Могилевавтотранс». Борис Кузьменко – начальник технического управления Минтранса – строил автопредприятие в Тюменской обрасти после открытия месторождений нефти.

Сотни новых автомобилей проекта МАЗ-500 тогда прокладывали дороги в тайге, перевозили оборудование. Довелось и мне прокладывать нефтепроводы.

Когда теперь мы собираемся вместе, нам есть кого и что вспомнить, приезжает на встречи и наша волейболистка Тоня Гордеева из Санкт-Петербурга. Она еще играет, но только на пляже с внуком.

Виктор СУБОЧ,

мастер спорта по мотокроссу

капитан команды БПИ,

выпускник группы 70 АТФ БПИ 1963 г.

Выпуск газеты: 

Похожие новости