Под знаком юбилея ЧТО В ВОЗРАСТЕ ТВОЕМ, О УНИВЕРСИТЕТ!

  • пт, 15/05/2020 - 00:00

Под знаком юбилея

ЧТО В ВОЗРАСТЕ ТВОЕМ, О УНИВЕРСИТЕТ!

Предыстория

Существует множество недавно образованных вузов, практически ровесников наших сегодняшних студентов. Означает ли дата их учреждения, что они неопытны и беспечны, или напротив – полны молодой энергии и напористости, и уже сумели завоевать место под солнцем просвещения, потеснив древних и угасших?

В образовательном пространстве есть множество старейшин-долгожителей, но означает ли их почтенный возраст закат деятельности, или, напротив, долгая история и отшлифованные веками традиции, придают этим ветеранам мощную энергию и глубокую мудрость, вселяют в студентов особый дух познания, исходящий из глубины веков? Не потому ли многие молодые американские университеты строят свои корпуса в стиле готики, чтобы хотя бы так, через архитектуру, прикоснуться к средневековью?

Старейшим университетом Европы признан Болонский университет в Италии, давший свое имя современной образовательной системе – Болонской. Университет был основан в 1088 году.

Далее по почтенности возраста за ним следует английский Оксфорд, причем, долгое время датой его рождения считался 1167 год, но благодаря стараниям историков дату отодвинули на 1096 год. Кембридж (тоже Англия) немного моложе своего собрата Оксфорда: он появился на свет в 1209 году. В 1215 году из богословских школ в Париже родилась знаменитая Сорбонна.

Затем университеты стали появляться практически во всех странах Европы и шагнули далеко за ее пределы.

В 1755 году был учрежден первый в Российской империи Московский университет.

Среди старейших европейских университетов, возраст которых свыше восьми-девяти веков, БНТУ конечно совсем юн. Ему исполняется всего один век. Однако! В сфере высшего специального инженерно-технического образования наш Политех выглядит весьма солидно! Ведь политехнические вузы стали появляться только в XVIII веке. До этого в них просто не было необходимости. Техника и технология попросту рождались в ремесленных цехах. Там же мастера обучали и своих учеников и последователей.

Промышленная революция XVIII–XIX веков привела к бурному росту фабрик и заводов. Началась индустриализация. Обойтись без инженерно-технических кадров уже было нельзя. Для их подготовки и открывались специальные вузы.

Так, в 1773 году был открыт Горный институт в Санкт-Петербурге. В 1794 – учреждена Политехническая школа в Париже. В 1804 году император Наполеон закрепил за ней гордый девиз: «За Родину, Науку, Славу!»

В 1820-е годы Англия – лидер индустриализации – обзавелась Техническими школами в Эдинбурге, Лондоне, Глазго.

В 1854 году создан Политехникум в Цюрихе.

В 1861 году в бурно развивающихся США был основан Массачусетский технологический институт.

В 1865 году появилась Высшая техническая школа в Германии.

При этом, стать тогда инженером в Европе можно было и не обучаясь в подобных учебных заведениях, в то время еще крайне немногочисленных. Имея изобретения и опыт практической работы, человек мог получить диплом в различных технических обществах. Но уже тогда все же особо ценились инженеры с академической подготовкой. В Англии и США их называли Civil Engineer (с углубленным академическим образованием), во Франции такое образование имели генеральные инспекторы – третьей ступени после ординарных и старших инженеров.

Российская империя тоже создавала собственную систему высшего инженерно-технического образования. На белорусских землях, считавшихся преимущественно аграрными, ни классических, ни политехнических университетов в ту пору не было.

В конце ХIХ-начале ХХ века основы инженерно-технического образования в Беларуси можно было получить в ремесленных цехах, а после их упразднения – в специальных школах и ремесленных училищах. Например, в 1913 году в Минске работали три ремесленных училища и пять начальных школ с ремесленным обучением. Они готовили слесарей, литейщиков, электриков, портных, рабочих по ремонту сельскохозяйственных машин и других мастеров, которые были так востребованы в промышленном, ремесленном и сельскохозяйственном производстве. Первое ремесленное училище открылось в Минске в 1880 году. Уровень подготовки в нем был достаточно высоким. Из первых 14-ти выпускников 1883 года 11 поступили в высшие учебные заведения России. В начале ХХ века директором училища работал И.И.Самойло, руководивший секцией физики на съезде преподавателей математики, физики, естественных наук и географии средних учебных заведений Виленского учебного округа, который проходил в марте 1908 года. Среди преподавателей училища были выпускник Петербургского университета И.Е.Курилко, А.И.Зеленцов, издавший несколько работ о флоре белорусских уездов. В 1902 году, получив специальность столяра, училище закончил Александр Прушинский, который станет известным белорусским политическим деятелем и поэтом, писавшим под псевдонимом Алесь Гарун. В 1896 году была открыта Минская школа ремесленных учеников, которая занималась подготовкой столяров и слесарей, в 1901 году – Минское еврейское ремесленное училище.

Людмила СЕМЁНОВА,

доктор исторических наук,

профессор кафедры «История

белорусской государственности»

(Продолжение в следующем номере)

Категории: 
Выпуск газеты: 

Похожие новости