МЫСЛЬ СО СКОРОСТЬЮ СВЕТА
- вт, 31/12/2019 - 00:00
МЫСЛЬ СО СКОРОСТЬЮ СВЕТА
Два Боинга (Минск-Москва и Москва-Пекин), затем автобус от аэропорта до вокзала Пекина, и, наконец, высокоскоростной поезд доставили нас из Пекина в центр назначения – город Цзинань, встретивший своих гостей желто-зеленой листвой, четырехуровневыми автомобильными развязками, туманом и «джунглями» небоскребов. Цзинань – город с десятимиллионным населением в провинции Шаньдунь, развитой культурный и индустриальный центр. Здесь находится Научно-исследовательский энергетический институт Шаньдуньской академии наук, где проходила наша командировка. Данный институт с 2017 года проводит сотрудничество с научными организациями Республики Беларусь, в частности, с Центром светодиодных технологий НАН Беларуси.
Первый день
БНТУ – мощный бренд
В первый день командировки состоялся семинар, где мы представили презентацию БНТУ с текстом на английском и китайском языках, что с восторгом было встречено китайскими коллегами. Ознакомив присутствовавших с основными направлениями деятельности нашего университета и возможностями, которые он предоставляет иностранным студентам, магистрантам и аспирантам, мы продемонстрировали основные неоспоримые достоинства обучения в БНТУ: высокий статус университета, уровень и признание его дипломов, безопасность, комфортные условия проживания для иностранных студентов, магистрантов и аспирантов.
БНТУ – мощный бренд, признали присутствующие. В свою очередь, китайские коллеги показали медиа презентацию Научно-исследовательского энергетического института, где была представлена информация о его основных подразделениях и направлениях деятельности. В итоге наше внимание сконцентрировалось на пяти научных проектах Института по тематике ресурсо- и энергосбережения. Пять научно-исследовательских лабораторий осуществляют деятельность по тепло-массообмену (ЛюМингминг), фотометрии и колориметрии (Джин Синли, Го Ши), испытаниям светотехнического оборудования (ДзяЛэй), переработке биоматериалов (Хуан Дзикхай), преобразованию энергии и ресурсосбережению. В проектах заняты шесть команд, возглавляемых молодыми кандидатами технических наук (EngPhD): пять команд представлены сотрудниками лабораторий, а шестая – отделом стратегического планирования, по сути осуществляющим маркетинговые исследования и продвижение разрабатываемых технологий. На семинаре мы обсудили план командировки, который включил посещение основных подразделений и совещания для обсуждения возможных путей сотрудничества.
В тот же день мы посетили лабораторию тепло-массообмена, которая занимается вопросами энергосбережения и энергоэффективности средств электронной техники. В целях снижения нагревания приборов до минимума лабораторией закуплены в США стандартные образцы – стабильные жидкие вещества со светящимися сферическими микрочастицами номинально одинакового диаметра. Специальное программное обеспечение позволяет определять места локализации тепловых полей посредством цифровой регистрации в инфракрасном и видимом диапазонах исследуемых приборов. При нашем непосредственном участии были изготовлены градуировочные растворы и получены градуировочные зависимости, после чего можно было наблюдать за исследованиями и регистрацией результатов исследований.
Второй день
Светотехнические сценарии подводной среды: миф или реальность?
Нам удалось посетить лабораторию фотометрии и колориметрии, которая занимается исследованиями светового потока, силы света, цветовых характеристик полупроводниковых источников света (светодиодов), создаваемых, в основном, для рыболовной отрасли. В настоящее время в разработке уникальный проект по созданию эффективной световой среды для выращивания рыб, моллюсков и подводных растений.
Китайскими учеными было установлено, что для рыб благоприятную световую среду в общем случае создают «зеленая» и «сине-зеленая» составляющие освещения, в то же время для каждого вида моллюсков необходима определенная по спектральному составу световая среда. «Благоприятная» – значит способствующая ускоренному росту. Лаборатория фотометрии и колориметрии моделирует светотехнические сценарии световой био- и фито- подводной среды.
В процессе маркетинговых исследований сотрудниками лаборатории были определены аналогичные биологические популяции рыб, моллюсков и растений в морских бассейнах Аргентины, США и некоторых других стран, которые рассматриваются как потенциальные рынки сбыта технологий и оборудования. Однако лаборатории еще предстоят исследования, связанные с оценкой и минимизацией рисков возникновения нежелательных эффектов и последствий, связанных с высокими экспозициями освещения.
Третий день
Цикл «разработка – производство – реализация – улучшение»
Утреннее совещание, обсуждение планов на предстоящий день командировки и посещение лаборатории испытаний светотехнического оборудования, которая проводит изготовление и экспериментальные исследования светодиодных ламп высокой мощности. Основная цель – оптимизация конструкции и характеристик по соотношению энергоэффективность/надежность. В настоящее время лаборатория закупает комплектующие у китайских предприятий, но в ближайшем будущем планирует наладить производство на собственных площадях. Сотрудники лаборатории уделяют особое внимание вопросам предохранения источников света от перегревания, что достигается введением в конструкцию специального приспособления, и растений. Мы присутствовали при сборке и проведении комбинированных испытаний мощных светодиодных ламп на специальных стендах с автоматической регистрацией входных и выходных величин.
Четвертый день
Энергосбережение - стратегия и стиль жизни
После утреннего совещания мы отправились в научно-исследовательскую лабораторию переработки биоматериалов. Текущий проект – переработка опавших листьев в концентрированное жидкие вещества и газ, которые планируется использовать в Основном рынке сбыта технологий – странах средне-континентального региона с сезонным климатом. Мы присутствовали при протекании технологического процесса, включающего операции измельчения, гомогенизации, адсорбции биоматериала.
Пятый день
Преобразование энергии и ресурсосбережение
Лабораторией, которую мы осмотрели, закуплены стандартные образцы газовых смесей отечественного производства, порошкообразные катализаторы, изготовлено специальное мини-перерабатывающее оборудование, установлены источники подачи энергии. На испытательных стендах установлены датчики процессов, измеряющие и показывающие давление газообразной и жидкой сред на разных стадиях технологического процесса.
Шестой день
Университет
Выполненный анализ прогрессивных методов и средств обучения студентов, магистрантов и докторантов, методического обеспечения, которые можно внедрить в образовательный процесс в БНТУ, показал, что каких-либо преимуществ в методиках обучения по сравнению с применяемыми у нас, в данном институте и других университетах (например, в Экономическом Шаньдуньском университете) нет. Однако отметим три основные особенности образовательного процесса в китайских вузах.
Первая. Чрезвычайно распространены методы обучения посредством многократных повторений, проговаривания и запоминания информации. Студенты и магистранты стараются занять пораньше места в библиотеках, для того чтобы можно было лучше воспринимать информацию. При отсутствии свободных мест в библиотеке студенты и магистранты занимают стулья и кресла в холлах, ходят по коридорам и даже по улице, повторяя вслух информацию. Заучивание информации вслух, самодисциплина, самоподготовка – характерные черты процесса обучения в китайских университетах. На вопрос о мотивации, мы получили ответ, что это скорее самомотивация, серьезное отношение и общая идеология обучения.
Вторая особенность образовательного процесса – чрезвычайная популярность университетских библиотек и коворкингов. Здесь в автоматизированном режиме получают и возвращают книги на бумажных носителях, пишут курсовые и магистерские работы, используя интернет-ресурсы и базы данных. Это объясняется переполненностью комнат в студенческих общежитиях, где практически нет условий для самоподготовки. Далее – каждый вид деятельности будет осуществляться наиболее эффективно в специально отведенных местах и с соответствующими атрибутами, включая корпоративный стиль одежды и т.д., что также способствует повышению деловой активности.
Третья – приобретение практических навыков и умений в узких профессиональных областях: «если известно несколько путей решения одной задачи, их нужно все знать наизусть». Так, с 2017 года в Институте внедрена практика «2+2», когда по договоренности с техническими университетами в Энергетический институт привлекаются студенты, прошедшие двухлетний курс теоретического обучения в университетах. Студенты продолжают практико-ориентированное обучение в лабораториях института, непосредственно занимаясь исследованиями, чтобы затем выбрать направление будущей научной деятельности и конкретную лабораторию на базе института. Руководству института нами было предложено сотрудничество в части обмена идеями и опытом между студентами и магистрантами в рамках визитов, совместных конференций и публикаций.
Выводы и предложения:
- на основе договоренностей с китайской стороной можно организовать визит специалистов БНТУ с ученой степенью в Энергетический исследовательский институт Шаньдуньской академии наук за счет приглашающей стороны для реализации совместных проектов в области ресурсо- и энергосбережения, антикоррозийных покрытий, светотехники;
- в Шаньдуньской академии наук предусмотрены и имеются бюджетные средства для международного сотрудничества;
- для привлечения студентов, магистрантов и аспирантов в БНТУ можно изучить вопрос о расширении круга специальностей с обучением на английском языке;
- по результатам обсуждения с китайскими коллегами можно организовать программы интенсивного обучения преподавателями БНТУ на базе БНТУ или Шаньдуньской академии наук по выбранным направлениям.
Все это можно реализовать, если есть идея, а мысль работает «со скоростью света».