ИНСТИТУТ СВЕРЯЕТ КУРС
- пт, 28/09/2018 - 00:00
ИНСТИТУТ СВЕРЯЕТ КУРС
Непрерывно, оперативно, инновационно, с максимальной результативностью… Только так и не иначе можно охарактеризовать деятельность филиала БНТУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала БНТУ», которому исполнилось 30 лет. Становится очевидным, что подготовить специалиста в молодые годы «раз и навсегда» уже невозможно. Процесс получения новых знаний и компетенции должен быть непрерывным через всю жизнь. Как институт реагирует на такие перемены, рассказал директор Николай Селивончик.
— Николай Михайлович, какие первоочередные задачи поставили перед собой как руководитель?
— Для меня задачи были рельефно обозначены, когда я еще работал заместителем директора института. В первую очередь, институт должен сохранить и по возможности ускорить тот темп инновационного развития, который сумел набрать последние годы под руководством моего предшественника Виктора Иванова. Четверть века он возглавлял институт. Существенный вклад в становлении и развитии вуза также внес И.Н. Громов, который был первым деканом факультета повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов строительной отрасли. Продолжаем работать над улучшением качества научной и творческой деятельности, чтобы наши слушатели были удовлетворены инфраструктурой учебного процесса, соответствующими услугами и курсом его развития. Еще одно важное направление — проводить целенаправленную работу по формированию в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы, а это 176 человек. Сегодня руководитель должен быть подобно чуткому локаторому, который улавливает весь спектр настроений, нужд, запросов, оперативно реагировать и принимать соответствующие меры. Согласитесь, когда работа, деятельность коллектива идет от сердца, она достигает максимального эффекта. Только вместе, доверяя друг другу, мы сможем достойно противостоять на рынке труда, сохранить лучшее и создать новое.
— Динамично меняющийся мир требует перемен и в сфере образования и, прежде всего, креативности.
— Да. Это действительно важно. Более того, я глубоко убежден, что не только будущее, но и настоящие системы повышения квалификации и переподготовки кадров за креативностью. Поэтому основная цель деятельности института — оперативное и максимальное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в многопрофильном дополнительном образовании, дающем возможность выдержать конъюнктуру рынка труда. И если мы будем использовать стандартные подходы к содержанию учебного процесса, то рискуем остаться на обочине. Чтобы у наших слушателей не погас огонек в глазах, институт должен быть заточен под это.
— Николай Михайлович, кто приходит к вам на учебу?
— Скажу прямо, слушатели амбициозные в хорошем смысле этого слова, креативные и неравнодушные. Такое впечатление не только у меня, но и у декана факультета и заведующих кафедрами. Если перейти на уровень статистики, из года в год качественные характеристики слушателей становятся значительно лучше. С одной стороны, нас это радует, а с другой, предъявляет профессорско-преподавательскому составу более высокие требования.
— Такой подход предполагает серьезные перемены и во взглядах преподавателей…
— Работающее знание — самая главная сила в изменчивой конкурентной среде. Быть сегодня просто носителем знаний в последней инстанции и демонстрировать это слушателю — на мой взгляд, это прошлый век. К нам приходят люди на учебу уже с опытом работы, определенным объемом знаний. Поэтому должен быть совместный поиск истины, диалогический прием, как повелось еще со времен Сократа, когда обучающийся вовлечен в формирование своей системы знаний, наполняет ее собственным смыслом и содержанием, исходя из личных особенностей, целей, задач. Тогда у него появляется возможность смотреть на свою деятельность с разных сторон. Мы стремимся соблюдать поэтапные шаги, внедрение принципов педагогической инноватики, наполняем учебные программы новым контентом, проводим специальные семинары. Их смысл основан на «делании», а не «слушании». Через постановку своих целей каждый участник создает свой образовательный продукт и в результате получает и новое содержание. Принципиально важно, что каждый делает все сам, изначально адаптирует под свою деятельность, не берет чужое, а создает свое — и на выходе это уже другой специалист. Также востребованы тренинги по деловому этикету и культуре профессиональной деятельности и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности, разработаны и успешно реализуются обучающие курсы, в частности базовый курс коммуникативного английского. Заслуженным авторитетом в коллективе и у слушателей пользуются известные ученые Игорь Фиалко, Евгений Сапожников, Анатолий Стаценко, Иван Неверович, Геннадий Родкевич, Михаил Соколов, которые позволяют сохранять и преумножать научно-исследовательский капитал института.
— Что можно сказать об образовательных услугах?
— Перечень образовательных услуг, предоставляемых институтом, вытекает из потребностей рынка труда и унитарных запросов министерств и ведомств.Сегодня в институте работают 176 человек. Это коллектив единомышленников и профессионалов своего дела. Из числа профессорско-преподавательского состава 1 имеет ученую степень доктора технических наук, 16 человек имеют ученые степени кандидата технических наук и ученое звание доцент.
Обучение проводится с применением инновационных педагогических технологий, позволяющих формировать и закреплять у слушателей необходимые знания, умения и навыки.
Образовательный процесс включает в себя:
- повышение квалификации руководителей и специалистов;
- переподготовку руководителей и специалистов;
- обучение кадров по рабочим профессиям;
- постоянно действующие и целевые семинары;
- консультационная деятельность по всем направлениям обучения.
Кроме того, в институте организована и ведется исследовательская и опытно-конструкторская работа по направлениям:
- обследование зданий и сооружений;
- диагностика грузоподъемных машин и механизмов, котлов, лифтов и других опасных производственных объектов;
- разработка системы управления охраной труда (СУОТ): аттестация рабочих мест, оценка профессиональных рисков.
В институте создан центр судебной строительной экспертизы, услуги которого востребованы соответствующими органами.
Учебно-методическим отделом и учебными подразделениями института разработаны и реализуются 760 программ обучения, из них 248 программ по повышению квалификации, 204 по обучающим курсам и семинарам, 301 по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих). Переподготовка лиц с высшим образованием и студентов старших курсов осуществляется по 17 специальностям.
Обучение в институте осуществляется на факультете строительства и недвижимости, на 2-х кафедрах (кафедра «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и кафедра «Безопасность технологических процессов и производств»), в отделе переподготовки. Эффективно работают отдел профессиональной подготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) строительной отрасли и отделения выездного обучения в Барановичах, Бресте, Борисове, Витебске, Гродно, Лиде, Мозыре, Слониме и Могилеве. Филиал БНТУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала БНТУ» за последние 3 года обучения в институте прошли 73 520 слушателей.
Повышение квалификации руководителей и специалистов проводится по категориям:
- в строительной отрасли – главных инженеров, главных архитекторов проекта, инженеров технического надзора, мастеров и прорабов, проектировщиков, архитекторов, начальников ПТО и других;
- безопасности технических процессов и производств – по всем актуальным направлениям;
- в управлении сферы обслуживания коммуникаций.
Переподготовка лиц с высшим образованием и студентов последних курсов ВУЗов осуществляется по востребованным специальностям:
- промышленное и гражданское строительство;
- водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов;
- управление проектами в строительстве;
- автоматизация проектирования и управления в строительстве;
- логистика;
- экономика и управление на предприятиях гостиничного и ресторанного хозяйства;
- бухгалтерский учет и контроль в промышленности.
В отделении выездного обучения в г. Солигорске проводится переподготовка по специальности «Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом».
Кроме того, институт готовит альпинистов для работы в строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В помощь обучающимся разработан и смонтирован уникальный тренажер по промышленному альпинизму.
Учебно-материальная база оснащена самыми современными техническими средствами обучения и оборудованными мультимедийными аудиториями.
В специальных классах установлены компьютеры, способные реализовывать программные продукты последних разработок для выполнения учебных и лабораторных функций.
— Результативность деятельности института, безусловно, высокая. И каждый труд должен быть оценен по достоинству...
— О высоком качестве обучения свидетельствуют награды отраслевого, государственного и международного уровней. Решением международного комитета (г. Хельсинки) институт признан лауреатом конкурса «MASTER-BUILDER-ENGINEE/ RING». Второй год подряд коллектив института является победителем конкурса на лучшее учреждение в строительной отрасли Республики Беларусь в номинации «Учреждение образования, готовящего специалистов для строительной отрасли. За профессионализм, грамотность, оперативность и высокое качество обучения начальнику отделения переподготовки объявлена благодарность Министра строительства и архитектуры Республики Беларусь за подготовку антикризисных управляющих.
— Николай Михайлович, насколько реально заглянуть в будущее?
— Перспективами являются значительное расширение линейки используемых для учебных целей IT-продуктов, в том числе которых разработки ведущих мировых компаний программных комплексов для BIM-технологий, BIM-Solutions, SBS-групп, GRAPHSOFT, Allbausoft-Ware и других, что позволит значительно повысить качество обучения и подготовку высококвалифицированных специалистов. Особый акцент делаем на дистанционный форум обучения. Не потому, что он модный, просто сегодня именно он органично отвечает потребностям рынка финансово-экономической деятельности.
— Что вы пожелаете коллективу в юбилейный год?
— Как руководитель, конечно, в первую очередь, желаю крепкого здоровья. Прогрессивно мыслить и действовать. Творчески искать, проявлять инициативу. Коллектив очень талантливый и об этом я говорю с гордостью.
— Спасибо за беседу.
Беседу вел Анатолий КОНОНОВ
Профессорско-преподавательский состав является золотым фондом института.
Профессор Фиалко Игорь Фроимович. Кроме огромного опыта преподавательской деятельности более 13 лет был техническим директором представительства компании «Бессер» (США), заместителем генерального директора предприятий «Бессер-Беларусь» и «Техинмаш» и является подлинным «гуру» в теории практики теплоснабжения и энергосбережения.
Доцент Родкевич Геннадий Степанович – был директором проектного института, главным инженером Центра научно-технических услуг по строительству, главным инженером ГП «Стройтехнорм» и продолжает сотрудничать с ним, являясь членом Технического комитета по стандартизации в области архитектуры и строительства.
Доцент Соколов Михаил Ильич прошел путь от прораба, главного инженера и начальника строительного управления до начальника Республиканского Технического Центра (тр. «Оргтехстрой») Белсельстроя, начальника технического отдела инспекции Госстройнадзора. Является высококвалифицированным специалистом в области обследования конструкций зданий и сооружений.
Профессор Сапожников Евгений Григорьевич, Стаценко Анатолий Степанович, Неверович Иван Иванович – имеют за спиной все ступени преподавательской и научной карьеры в БНТУ, вырастили сотни учеников, написали массу пособий, научных трудов и статей и ныне поддерживают связь с производством, болеют за отрасль и каждого строителя в отдельности.
В штат института приходят и современные, молодые и перспективные педагоги, специалисты-практики, владеющие самыми актуальными инструментами и технологиями обучения.
Так, с 2014 года с привлечением преподавателей института, сертифицированных Международной ассоциацией управления проектами, Лукьяновым Дмитрием Владимировичем и Гареликом Сергеем Викторовичем разработан комплекс учебных программ блока дисциплин специализации в соответствии с Национальным образовательным стандартом для подготовки руководителей проектов в строительстве. Практические занятия по данному направлению организованы группой преподавателей во главе с Козловским Анатолием Антоновичем, прошедшим все ступеньки в строительстве и связывающей традиции прошлого и новшества настоящего и будущего в проект-менеджменте строительства.
Нетривиальность подходов, компетентность, ориентир на самые современные международные достижения, практику, карьерный успех постоянно привлекают слушателей, которые порою просят добавить в расписание побольше часов с участием этих преподавателей.
Консультации и обучение по вопросам экспорта строительных работ и услуг на территорию Российской Федерации организованы группой преподавателей и экспертов во главе с деканом факультета строительства и недвижимости – Юрием Дмитриевичем Примаком.