II МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ РЕКТОРОВ ГОРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
- пн, 16/10/2017 - 00:00
II МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ РЕКТОРОВ ГОРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
В Санкт-Петербургском горном университете (Российская Федерация) состоялся II Международный совет ректоров университетов, имеющих горнотехнический профиль образования. Его участниками стали руководители 120 вузов из более чем 60 стран. Среди них – делегаты из государств СНГ и БРИКС, Германии, Афганистана, Австралии, Ирана, Канады и других. В дискуссиях приняли участие представители федеральных исполнительных и законодательных органов власти, министерств и ведомств, ведущих российских и зарубежных компаний минерально-сырьевого сектора, общественных организаций, эксперты ЮНЕСКО.
Ректор Горного университета, председатель оргкомитета Международного центра компетенций Владимир Литвиненко, член Совета Федерации РФ Дмитрий Василенко, заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников, президент ассоциации «Горнопромышленники России» Валерий Язев, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов. Наш университет представляли проректор по учебной работе, д.т.н., доцент А.Г. Баханович и декан факультета горного дела и инженерной экологии, к.т.н., доцент П.В. Цыбуленко.
Основной вопрос повестки дня – создание Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Актуальность формирования подобной структуры назрела давно. Дефицит квалифицированных руководителей и специалистов на предприятиях минерально-сырьевого комплекса, является сдерживающим фактором развития национальных экономик, а также одной из основных причин масштабных загрязнений окружающей среды и гибели людей в результате промышленных аварий.
Международный центр компетенций должен стать эффективным инструментом, способствующим повышению качества подготовки кадров, постоянному росту их квалификации за счёт внедрения системы непрерывного образования. В основу работы центра будут положены принципы унификации образовательных стандартов и «пороговых требований» для профильных учреждений высшего образования различных стран, внедрения профессиональной аттестации специалистов, работающих в сфере добычи и переработки полезных ископаемых.
ЮНЕСКО поддержало идею создания Международного центра компетенций в горнотехническом образовании. Как отметил в выступлении перед делегатами Совета ректоров ведущий эксперт ЮНЕСКО Жан-Поль Нгоме Абиага, создание этой структуры внесёт заметный вклад в реализацию нескольких целей устойчивого развития. Прежде всего, минимизирует воздействие на экологию при добыче и переработке природных ресурсов. Кроме того, возможность получить качественное образование и стать высококвалифицированным специалистом вне зависимости от того, в какой стране живёт человек, будет способствовать снижению социального неравенства как внутри государств, так и между ними.
Центр компетенций будет представлять собой международную площадку, формирующую современные стандарты компетенций для инженеров, работающих в минерально-сырьевом комплексе, и создающую единое образовательное пространство для профильных вузов. Его двери открыты для горнотехнических университетов всех стран мира. Идею создания этой структуры на базе Горного поддерживают все ректоры, прибывшие в Санкт-Петербург, эксперты ЮНЕСКО, представители исполнительной и законодательной федеральной власти, Правительство Санкт-Петербурга.
В рамках совета состоялась пленарная сессия «Основные направления деятельности международного центра компетенций» и три панельные дискуссии: «Создание единого образовательного пространства как механизм повышения доступности, качества и привлекательности горнотехнического образования», «Необходимость и возможность создания единой системы международной профессиональной аттестации инженерных кадров компаний минерально-сырьевого комплекса», «Международный центр компетенций как лаборатория идей по разработке и реализации инновационных ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий».
На заключительной сессии были подведены итоги форума и единогласно принята резолюция совета.
НАШ КОРР.