Время конкретных действий
- сб, 05/03/2016 - 00:00
Время конкретных действий
Для любой страны, стремящейся войти в число мировых лидеров за счет увеличения своего национального капитала, один из приоритетных вопросов – развитие системы образования. В образовательном пространстве страны успешно решается проблема нехватки детских садов в шаговой доступности, в школы возвращается профильное обучение, колледжи активно становятся частью университетов, а вузы адаптируются к требованиям Болонского процесса. Но и проблемы на каждом уровне образования еще остаются. Об этом шла речь на итоговой коллегии Министерства образования, которая состоялась в Белорусском национальном техническом университете.
В ее работе приняли участие вице-премьер Республики Беларусь Наталья Кочанова, заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Игорь Бузовский, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Александр Сегодник, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александр Шумилин, председатель Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь Геннадий Пальчик, депутаты, представители республиканских органов государственного управления, начальники управлений образования облисполкомов, председатель комитета по образованию Мингорисполкома, начальники управлений и отделов образования, спорта и туризма городских и районных исполнительных комитетов, администраций районов г. Минска, ректоры учреждений образования, руководители республиканских учреждений (организаций), подчиненных Министерству образования.
На выставке в Политехе были представлены все направления сферы образования. Особый интерес у участников заседания вызвала модель учебника-навигатора – электронной книги с интерактивными элементами. Презентуя новую разработку Наталье Кочановой, министр образования Михаил Журавков рассказал, что учебник-навигатор значительно расширяет возможности обучения. Кроме того, отметил министр, созданы электронные курсы, соответствующие содержанию учебных программ по различным предметам и возрастным возможностям учащихся.
Один из разработчиков проекта, педагог лицея БГУ Игорь Варакса рассказал, что это новый тип электронного учебного издания, который значительно расширяет возможности обучения. Так, гипертекстовая организация материала позволяет быстро перейти к необходимому разделу, параграфу, словарю или к тестовым заданиям. В случае необходимости можно выйти по ссылке на ресурс удаленного доступа, например, на сайт или портал, где размещены другие компоненты учебно-методического комплекса. Также можно попробовать себя в моделировании каких-либо процессов, если учебник содержит виртуальную лабораторию с соответствующими возможностями и др.
С основным докладом о работе органов и организаций системы образования в 2015 году и задачах на 2016 год выступил Министр образования Михаил Журавков. Он отметил, что в 2015 году деятельность всех органов управления системой образования и учреждений образования была направлена на обеспечение доступности и повышение качества образования; выработку стратегии развития национальной системы образования на ближайшие годы. В настоящее время в стране работают свыше 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 430 тыс. работников системы образования. Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с высоким уровнем человеческого развития. 8 университетов страны по итогам 2015 года вошли в ТОП – 4000 международного рейтинга университетов Webometrics.
Выступая перед членами коллегии, вице-премьер Правительства Беларуси Наталья Кочанова отметила тенденции развития системы образования в 2015 году и остановилась на задачах, стоящих перед руководством системы на 2016 год. По ее словам, «нас интересует эффективность работы учреждений абсолютно всех уровней: от дошкольного до специального образования, высшей школы и образования взрослых». По ее мнению, в 2015 году правительство уделяло значительное внимание деятельности системы образования. «Мы проводили совещания, выезжали в регионы, встречались с учителями, воспитателями, руководителями учреждений образования для того, чтобы принять правильные решения. Главная задача, которая стоит сегодня перед отраслью, - это качественное и доступное образование. Но вместе с тем нельзя забывать еще один важный аспект - я имею в виду, здоровье наших детей», - подчеркнула она.
В Беларуси до 2020 года планируется построить 70 детских садов. Н. Кочанова отметила, что сегодня в стране в целом достаточно дошкольных учреждений. В некоторых районах, где постарело население, часть детских садов остается незаполненной. Вместе с тем в отдельных новых микрорайонах этих учреждений не хватает. Планом мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования предусмотрено построить в таких микрорайонах еще 70 детских садов. Кроме того, она остановилась на другом вопросе - только 15% детей, которые находятся в социально опасном положении, посещают кружки. Из тех несовершеннолетних, кто состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, лишь 13% посещают объединения по интересам. На этих ребят нужно обратить особое внимание, уверена вице-премьер. По ее словам, необходимо принять дополнительные меры, чтобы обеспечить занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время. При этом следует привлекать ресурсы не только учреждений дополнительного образования детей и молодежи, но и учреждений спорта и культуры.
Заместитель Главы Администрации Президента Беларуси Игорь Бузовский отметил, что не нужно бездумно перенимать зарубежный опыт в сфере образования. Он заявил, что наша страна выбрала стратегию, направленную на формирование государственности, независимости, в том числе системы образования. Некоторые тенденции, принятые, например, в Европе, могут привести к негативным последствиям. «Бездумное следование этим тенденциям неизвестно как отразится на системе образования», - сказал он.
Игорь Бузовский обратил внимание и на то, что в Беларуси проводится целенаправленная работа по сохранению лучших традиций и наработок системы образования. В то же время он напомнил собравшимся слова Главы государства, который не единожды высказывал пожелание о необходимости придания системе образования более энергичного, динамичного, поступательного движения. «Необходимо готовить специалистов, способных реагировать на вызовы времени, для чего, возможно, необходимы принципиально новые подходы», отметил Игорь Бузовский.
По его мнению, в системе образования важен комплексный подход, который включает как учебную, так и воспитательную составляющую. «Сохранение лучших традиций, которые позволяют формировать не просто образованного человека, а личность, гражданина, - одна из основных задач системы образования», - констатировал Игорь Бузовский.
Подводя итоги заседания коллегии Министр образования Михаил Журавков подчеркнул, что развитие системы образования Республики Беларусь в 2016 году будет осуществляться в соответствии с государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы. Главная суть новой парадигмы образования – учение вместо обучения. В основе этого – развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно приобретать знания, творчески их перерабатывать, внедрять в практику и создавать новое, научиться нести ответственность за свои действия. «Важно, чтобы система образования обеспечивала не только получение необходимых для успешной работы, самореализации и развития знаний и умений, но и формировала у детей и молодежи гражданственность и патриотизм, историческое самосознание и толерантность, экономическую и технологическую культуру, прививала навыки здорового образа жизни, развивала личною инициативу и ответственность», - подчеркнул он.
Михаил Журавков выделил основные приоритеты развития системы образования на ближайшие годы:
- обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги в системе дошкольного образования;
- повышение качества общего среднего образования, включая приобретение учащимися компетенций, необходимых в практической деятельности;
- формирование в учреждениях образования обучающей и воспитывающей среды; организация системы высокоэффективного непрерывного образования;
- осуществление в системе профессионально-технического и среднего специального образования структурно-содержательных преобразований, отвечающих прогрессивным общемировым тенденциям;
- переход на качественно новый уровень подготовки рабочих/служащих, специалистов с учетом инновационного развития экономики страны и потребности регионов.
Министр подчеркнул, что особое внимание будет уделено развитию дистанционного образования - созданию образовательной среды учреждений образования посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обеспечения современным учебным оборудованием и средствами обучения, формирования «облачной» информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги, базирующейся на современных технических средствах информации. Также важно, по словам министра, оснащение учреждений образования современными средствами обучения, наращивание возможностей для свободного доступа к международным образовательным ресурсам, расширение рынка образовательных услуг, академической мобильности обучающихся и педагогических работников, развитие инклюзивного образования. «Повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности национальной системы образования в мировом образовательном пространстве, вовлечение в экспорт образовательных услуг средних специальных и профессионально-технических учреждений образования, выход на новые рынки услуг – вот одни из важнейших приоритетных задач на 2016 год», - констатировал он.
Говоря о неотложных мерах, вытекающих из задач итоговой коллегии Министерства образования, ректор, академик НАН Беларуси Борис Хрусталев отметил, что сегодня главное для многотысячного коллектива Политеха – точечно и адресно бороться за каждого абитуриента. Напомнил, что приемная кампания всегда была и будет серьезным испытанием для нас. Жизнь подтверждает, что университет готовит высококвалифицированные кадры практически для всех отраслей народного хозяйства. Мы прекрасно знаем, что они всегда востребованы. Об этом подчеркивалось в выступлении министра образования Михаила Журавкова. Обращает внимание Борис Хрусталев и на такой факт: у выпускников школ изменились мотивы, которые влияют на выбор ими жизненного пути. Надо идти в школы, гимназии, лицеи, колледжи, говорить с молодежью точечно, адресно. Возможности для этого у нас есть: институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования, около 2 000 работников профессорско-преподавательского состава, общественные организации и т.д. Наша главная задача, чтобы ни одно из этих учебных заведений не осталось без нашего влияния, требует ректор БНТУ.
Будем следовать одному из совету древних: «лозунгами проблему не решить».
Анатолий КОНОНОВ.
Материал подготовлен при содействии Пресс-службы Министерства образования.
Фото Степана БУБЕЛО.