ОПИРАЕМСЯ НА ТРАДИЦИИ, УСТРЕМЛЕНЫ В БУДУЩЕЕ

  • пн, 04/03/2019 - 00:00

ОПИРАЕМСЯ НА ТРАДИЦИИ, УСТРЕМЛЕНЫ В БУДУЩЕЕ

Миссия Белорусского национального технического университета – обеспечение опережающего, качественного инженерного образования, соответствующего требованиям мирового рынка труда, на основе тесной интеграции образовательного, научного, инновационного, производственного, идеологического и воспитательного процесса.

К теме образования сейчас особое внимание не только в нашей стране, но и во всем мире, ведь образованный человек — важнейшая ценность и основной капитал современного общества. Обсуждая направления развития в этой сфере, мы должны ориентироваться на государственные интересы и учитывать национальные особенности, подчеркнул ректор С. Харитончик. Все, что делает дружный, сплоченный коллектив университета, и будет делать дальше, — ради процветания страны и народа. Это наш гражданский и патриотический долг.

На протяжении вековой истории БПИ-БГПА-БНТУ у нас сложилась отточенная система с четким распределением ролей и действий по достижению конечного результата — подготовка кадрового потенциала 21-ого века. Но постоянно меняющийся мир требует перемен в сфере образовательной деятельности.

    Сегодня мы обязаны готовить специалистов с новыми компетентностями, способных стать архитекторами своего жизненного пути и карьеры, а значит и успеха своей страны. Для того, чтобы превратить Беларусь в IT-страну, в первую очередь, надо качественно новое образование. И не случайно, наверное, акцент на образование сделан сразу после выхода Декрета “О развитии цифровой экономики”. Образование должно быть основано на тесной кооперации заказчиков и максимально быстрой интеграцией нового. В нашем университете этот поворот на лицо.

   Интеграция образования, науки, производства и предпринимательства стали ключевыми составляющими в структуре подготовки современных специалистов.

  Инфраструктура Белорусского национального технического университета удовлетворяет требованиям, предъявляемым к модели «Университет-3.0». Этот глобальный вопрос широко обсуждался на прошедшем седьмом форуме вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства. В университете создана сеть научно-производственных лабораторий, в которых ученый разрабатывает продукт, востребованный на мировом рынке. Для студентов в научно-технологическом парке БНТУ «Политехник» открыт бизнес-инкубатор.

   Это позволяет за время учебы в университете студентам получить и предпринимательские навыки. Сейчас просто подготовить специалиста недостаточно, должны быть созданы условия для самореализации, чтобы он был заинтересован и дальше развиваться в своей профессии. В условиях цифровой трансформации экономики важно сформировать у студентов навыки, умения работы современным программным обеспечением.  Необходимо постоянно информировать их о вакансиях, стажировках, конкурсах, мастер-классах, бесплатных открытых лекциях. Задача университета — помочь выпускнику найти свое место в жизни. А для этого должна быть хорошая связь с работодателями.

   Подвижки есть, но это не предел. Требуется расширить диапазон этой деятельности. Речь идет о включении в образовательные программы комплексного компонента по глубокому и всестороннему изучению инновационной деятельности, дальнейшее совершенствование работы бизнес-инкубатора, центров трансфератехнологий, создания условий для развития предпринимательских компетенций.

Необходимо открывать новые специальности по таким прорывным направлениям, как нанобиотехнологии, завершить создание совместного белорусско-узбекского межотраслевого института прикладных квалификаций БНТУ-ТАШГТУ.

Кроме того, каждый факультет, наши институты располагают уникальной возможностью сотрудничества со всеми отраслевыми министерствами. Опыт такого сотрудничества есть. Например, при поддержке Министерства спорта и туризма Республики Беларусь в научно-технологическом парке БНТУ «Политехник» создана отраслевая лаборатория спортивно-биомеханики. Спрашивается: почему же мы тогда медленно движемся в этом направлении?

  Да, сегодня есть проблема. Предприятия, реальный сектор экономики, заточены под производство продукции. И для этого нужны соответствующие специалисты, которые понимали бы не только как создать продукт, но и где выгодно его продать, какие для этого маркетинговые ходы нужно сделать, т.е. которые бы обладали, прежде всего, креативным мышлением. Другими словами, нужен человек креативный, человек-творец. Такой человек — уже не просто сосуд, куда что-то вкладывают. Он личность с активной гражданской позицией. Таких молодых людей в университете большинство. Об этом свидетельствует результат исследования: студенческая молодежь интересуется новыми информационными технологиями. Тем не менее их использование без базовой подготовки невозможно. Определенный опыт в этом направлении накоплен на строительном факультете, который заслуживает обобщения, широкого распространения и внедрения в учебный процесс. В перспективе факультет планирует начать обучение по новым специализациям: «BIM-менеджмент», «Управление проектами», «Экспертиза недвижимости» и «Антикризисное управление строительством».

   Динамичное обновление образовательной сферы требует усиления практико-ориентированной подготовки специалистов. Как показывает практика, теоретических знаний недостаточно для будущего специалиста. Знания, умения, навыки добываются не только в учебных аудиториях и лабораториях, но и на производственных площадках. Речь идет о создании филиалов кафедр на производстве, усилении взаимодействия университетских кафедр с предприятиями, активном сотрудничестве с кафедрами вузов ближнего и дальнего зарубежья. Ректор С. Харитончик предлагает увеличить количество дипломных проектов, связанных с решением конкретных производственных задач. Рекомендовать студентам планировать исследовательскую работу с учетом запросов непосредственных предприятий. Тогда дипломная работа будет полезнее, эти результаты внедрят в практику, что в конечном итоге будет способствовать дальнейшему их трудоустройству как специалиста.

    Объективная реальность меняет и сами подходы к оценке образования. Они во многом обуславливают серьезные перемены и во взглядах преподавателя.

   Образование следует оценивать по уровню личностного и социального развития каждого молодого человека. И здесь нужна принципиально новая методология, содержание образования, когда оценивался бы не пересказ того, что было заранее известно. Не следует доказывать то, что уже доказано. Должен быть совместный поиск истины, диалогический прием, как повелось еще со времен Сократа, когда студент включен в формирование своей системы знаний, наполняет ее собственным смыслом и содержанием, исходя из личных особенностей, целей, задач. Тогда у него появляется возможность смотреть на вещи с разных сторон, появляется толерантность и патриотизм.

   Особое внимание руководство университета обращает на подготовку магистрантов, которые сегодня находятся на контроле у Главы государства. В магистратуру должны идти исключительно мотивированные люди. Всех принимать не следует, магистратура должна быть нацелена на подготовку специалистов высокой квалификации — в последующем они будут профессионально заниматься наукой и преподаванием.

    2019 год пройдет под знаком Года образования в Беларуси и Китае. Китайская сторона заинтересована в обучении китайской молодежи в нашем университете. Например, Северо-восточный университет готов открыть на базе БНТУ специальный факультет с обучением на английском языке.

   Институту Конфуция по науке и технике следует запланировать цикл мероприятий, направленных в том числе на позиционирование инженерного образования БНТУ в Китайской Народной Республике.

   Успешные решения намеченных задач диалектически связано с повышением роли человеческого фактора. Общение с молодежью свидетельствует о том, что у нас учатся прекрасные студенты — амбициозные в хорошем смысле слова, креативные и неравнодушные. Но с молодежью надо работать конкретно, целенаправленно, с учетом их индивидуального развития, запросов, мнений.

   В этой связи главная проблематичность — перестроить сознание. Идеологическая, воспитательная работа должна быть тесно сопряжена со всеми сферами жизнедеятельности университета. В ней нужно решительно искоренять проявление пустословия, парадности, формализма, не дать заполнить умы дешевым фастфудом. Все ее формы должны помогать мобилизации коллектива на выполнение поставленных задач. Самое существенное, на чем сегодня необходимо сосредоточить всю силу воспитательного и идеологического воздействия, — это глубокое осознание каждым членом нашего коллектива требований Главы государства, Министерства образования Республики Беларусь, предъявляемых к подготовке кадров для цифровой экономики, эффективно работать, с опережением, на конкретный результат. Всегда надо руководствоваться простой истиной: любые наши планы повиснуть в воздухе, если оставить равнодушными людей, если мы не сумеем у них пробудить гражданскую и патриотическую активность, их энергию и инициативу. Это будет просто болтовня.

    В практику идеологической, воспитательной работу все больше должны входить диалоги, откровенный разговор, живой, горячий обмен мнениями со студенческой молодежью. Новые звучания должны приобретать единые политдни, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, информационные конференции, дни факультетов и так далее. Студентов надо активно их вовлекать в жизнь университета — от спорта, труда, до отдыха.

   Во время итоговой коллегии Минобразования заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко подчеркнул: «Нам не нужны ни спешка, ни опрометчивость. Требуются обдуманные, взвешенные решения. Мы не имеем права на ошибку в такой чувствительной для общества сфере». Именно такого принципа придерживается Белорусский национальный технический университет — флагман высшего технического образования Республики Беларусь.

Анатолий КОНОНОВ

Категории: 
Выпуск газеты: