ИИФОиМО БНТУ – «ШКОЛА-ВУЗ»

  • пт, 24/02/2017 - 00:00
ИИФОиМО БНТУ – «ШКОЛА-ВУЗ»

ИИФОиМ ОБНТУ – «ШКОЛА-ВУЗ»

ИИФОиМО БНТУ – «ШКОЛА-ВУЗ»В инфраструктуре Белорусского национального технического университета Институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования (ИИФОиМО) играет ключевую роль.

– Коллектив института, - говорит ректор БНТУ, академик НАН Беларуси Борис Михайлович Хрусталев, – на протяжении уже десяти лет достойно смотрит в будущее. Научный потенциал, активная жизненная позиция сплоченного коллектива создают уверенность в том, что институт и в дальнейшем будет успешно решать стратегические задачи, стоящие перед ним.

Институт осуществляет и координирует довузовскую подготовку, реализуя программу непрерывного образования по системе «Школа-вуз», направленную на организацию и осуществление целенаправленной общеобразовательной подготовки и профессиональной ориентации молодежи в соответствии с ее будущими профессиональными интересами, осуществляет адаптацию выпускников учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования в современном образовательном пространстве, обеспечивает их качественное обучение, используя новые технологии высшей школы.

Институт ведет общеобразовательную подготовку учащихся в соответствии с их профессиональными интересами, - пояснила директор института, кандидат технических наук, доцент Наталья Петровна Воронова, - оказывает учащимся практическую помощь в подготовке к централизованному тестированию, адаптации к условиям учреждения высшего образования.

ИИФОиМО БНТУ – «ШКОЛА-ВУЗ»

 За годы работы сферы деятельности структурных подразделений ИИФОиМО значительно расширились.

Подготовительное отделение (ПО)

Восполнение недостающих знаний слушателей, их качественная подготовка к сдаче централизованного тестирования и поступлению в выбранный вуз осуществляются на подготовительном отделении. Обучение ведется по инженерному, экономическому, архитектурному профилям и профилю архитектурного дизайна. Срок обучения – 8 месяцев.

Наряду с традиционными учебными занятиями слушателям предлагается новая форма образовательных услуг – проведение дополнительных индивидуальных и групповых занятий по профильным предметам, что позволяет значительно повысить образовательный уровень учащихся. Слушателям предоставляются дополнительные льготы. Так, иногородним слушателям дневной формы обучения предоставляется общежитие. Слушателям призывного возраста на период обучения предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу.

Слушатели, освоившие содержание образовательной программы в полном объеме, получают свидетельство об окончании подготовительного отделения ИИФОиМО, и поступая в БНТУ, обладают преимущественным правом при зачислении на условии равенства конкурсных баллов.

На ПО созданы все условия для всестороннего развития молодых людей, раскрытия способностей к точным наукам и творческого потенциала.

После окончания учебы в вузе выпускники подготовительного, успешно трудятся в различных областях экономики, науки и образования. Многие из них, впоследствии закончив аспирантуру, стали кандидатами, докторами наук и  навсегда связали свою судьбу с БНТУ. За время существования ПО более 18 000 его выпускников поступили в БНТУ.

 Подготовительные курсы

  Проблема повышения уровня подготовки абитуриентов к поступлению в вуз   в рамках  довузовской подготовки  реализуется на подготовительных  курсах, которые предоставляют возможность молодым людям пройти школьную программу интенсивно, с большей степенью эффективности. Приводят в систему имеющиеся знания, дают расширенные навыки по профилю обучения, расширяют познания по разделам дисциплин, которые в школе были освещены не на достаточном уровне. Институт по праву гордится своими преподавательскими кадрами. Именно их каждодневными усилиями создан и поддерживается высокий уровень подготовительных курсов для абитуриентов столицы.

В настоящее время работают трехмесячные, пятимесячные, восьмимесячные вечерние  и выездные подготовительные курсы, а также  краткосрочные дневные курсы по предмету «Творчество»; сформированы  двухгодичные подготовительные курсы. Для выпускников колледжей, ставших филиалами БНТУ, функционируют курсы по подготовке к сдаче профильных экзаменов на заочную сокращенную форму получения образования.

На базе образовательных учреждений общего среднего образования, работают выездные подготовительные курсы. Занятия ведут преподаватели кафедры естественно-научных дисциплин института. Для слушателей разработаны учебно-методические пособия и справочные материалы. Контроль за качеством учебного процесса осуществляют преподаватели этой кафедры. Они проводят занятия в форме обзорных лекций, практических занятий, контрольных работ, зачетов, тестов, on-linе консультаций. Постоянно действует республиканский научно-методический семинар «Педагогические инновации в преподавании блока естественно-научных дисциплин», задачей которого является непрерывное творческое и профессиональное развитие и совершенствование.

Пятый  год при кафедре гуманитарных и творческих дисциплин активно функционирует «Школа юных архитекторов и дизайнеров» для учащихся 6-10 классов. Программа обучения в школе юных архитекторов и дизайнеров направлена на подготовку потенциальных абитуриентов, ориентированных на получение в будущем архитектурного образования, творческого развития личности школьников, приобщение их к национальной культуре.

После успешного освоения учебной программы учащимся школы выдается свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи  на основании, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Лицей БНТУ

Лицейское образование ориентировано на развитие творческой личности, самостоятельной в поисковой и практической деятельности. На повышенном уровне ведется обучение по физике, математике в классах физико-математического направления; по черчению, рисунку, композиции – в классах художественного направления.

Преемственность лицейского образования с общим базовым образованием реализуется через организацию вечерних курсов по подготовке к поступлению в лицей. В лицей принимаются учащиеся, постоянно проживающие на территории города Минска и Минского района, получившие в текущем году общее базовое образование (9 классов) и проявляющие интерес и способности к изучению учебных предметов физико-математического и художественного направления.

Достижение высокого уровня знаний и качество обучения учащихся – основной показатель нашего лицея. Яркое тому подтверждение заваеванные учащимися лицея БНТУ награды в конкурсах и олимпиадах. Так, в 2015-2016 учебном году лицеисты были награждены  серебрянной медалью  на Международном конкурсе исследовательских работ в Румынии за конкурсную работу по физике; дипломом III степени – на Международном турнире юных физиков; дипломами I и II степени награждены лицеисты на Республиканском турнире юных физиков, на 35-м городском конкурсе исследовательских работ учащиеся лицея были награждены семью дипломами; 1 диплом и 2 похвальных отзыва – результат участия в 7-м Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект - 2016»; итогом районных предметных олимпиад стали 28 дипломов и 16 похвальных отзывов, а в городском этапе олимпиад – 6 дипломов и 2 похвальных отзыва.

Выпускники лицея при поступлении в БНТУ в год окончания лицея имеют приеимущественное право на зачисление при равенстве конкурсных баллов, а также получают стипендию от университета.

Мониторинг качества образования

В БНТУ работа в данном направлении осуществляется отделом мониторинга качества образования института. Он прогнозирует успеваемость студентов БНТУ, обеспечивает преемственность общего среднего и высшего образования и повышает качество образования в Политехе.

Ежегодно проводятся исследования, направленные на выявление и анализ динамики учебных достижений студентов и учащихся учреждений общего среднего образования. В рамках функционирования «Школ юных» отдел организует и проводит два раза в год тестирование по желанию по математике, физике, русскому, белорусскому и английскому языкам. Данная работа позволяет оценить и проанализировать индивидуальную динамику достижений учащихся по основным предметам, способствует подготовке к прохождению процедуры централизованного тестирования, выбору профиля обучения. В этом направлении отдел мониторинга качества образования тесно сотрудничает с учреждениями общего и среднего образования Минской области.

Два раза в год отдел мониторинга качества образования контролирует степень усвоения студентами 1 – 2 курсов БНТУ программного содержания по базовым для технического университета дисциплинам. Систематически проводятся исследования в форме анкетирования, позволяющие получить объективную информацию об уровне мотивации студентов к получению высшего образования, степени удовлетворённости различными аспектами образовательного процесса. Результаты таких исследований используются руководством университета при принятии управленческих решений.

Профориентационная работа

Профессиональное информирование, диагностика, агитация, консультирование, направленные на развитие профессиональных компетенций старшеклассников позволяют выявить интерес выпускников школ всех регионов Республики Беларусь на дальнейшее получение образования в БНТУ.

Организуется проведение массовых профориентационных мероприятий: «БНТУ идет в школу», «Профориентационный десант», промоакции «БНТУ: все шансы на успех», «День открытых дверей БНТУ» и другие. Проводятся экскурсии в Музей истории БНТУ, на выставку «Вуз-наука-производство», на факультеты, кафедры, лаборатории БНТУ, организуются встречи с преподавателями, студентами, представителями приемной комиссии. Молодые люди узнают о возможностях и особенностях получения высшего технического образования, перспективах будущей профессиональной реализации после обучения в университете, востребованности специалистов инженерного профиля на рынке труда региона и республики в целом. Большой популярностью у учащихся и их родителей пользуются индивидуальные консультации по выбору будущей профессии.

Специалисты отдела организуют выездные групповые профориентационные тестирования по запросу, на базе учреждений образования г. Минска и Минской области, используя электронно-диагностическую программу «ПРОФПЕРСПЕКТИВА», цель которой предоставление старшеклассникам и абитуриентам информации об индивидуальных качествах, необходимых для выбора будущего профессионального пути.

Конкурсы и олимпиады

Инновационной формой работы является Республиканский конкурс научно-технического творчества среди учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», основная цель которого создание и развитие эффективных форм исследовательского обучения, вовлечение молодежи в профессиональное занятие наукой. Здесь демонстрируются интеллектуальные и творческие возможности, закладывается фундамент будущей учебы в вузе. Организуется работа мастер-классов по тематике рационализаторской, изобретательской деятельности и современным компьютерным технологиям, архитектурному рисунку, живописи и композиции, а также научно-познавательные лекции и демонстрации научных испытаний. К участию в работе форума привлекаются известные ученые, изобретатели, педагоги-новаторы Республики Беларусь.

Большой популярностью у молодых людей пользуется открытая олимпиада для школьников «Шаг к инновациям». Это интеллектуальное соревнование, которое в значительной мере оживляет интерес обучаемых к техническим направлениям, содействует будущей профессиональной ориентации обучающихся. Ее задачами являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской и инновационной деятельности; создание необходимых условий для поддержки и подготовки одаренных учащихся для продолжения обучения в учреждениях высшего образования. Олимпиада «Шаг к инновациям» проводится в два этапа. Отборочный этап – в заочной форме, а заключительный – в очной форме на базе БНТУ.

ИИФОиМО БНТУ – «ШКОЛА-ВУЗ»

Деятельность Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования в структуре образовательно–научно–производственного кластера БНТУ организована «под ключ»: абитуриенты страны, ближнего и дальнего зарубежья получают возможность всесторонне развиваться, совершенствовать уровень научно-технической подготовки, целенаправленно осваивать инновационные формы и методы творческого подхода и нестандартного мышления в ходе образовательного поиска. В целом образовательный процесс способствует становлению мировоззрения, создает благоприятные условия для раскрытия индивидуальных качеств каждого абитуриента, что позволяет решить стратегическую для каждого вуза задачу: подготовить иннновационно ориентированных специалистов для реального сектора экономики, настоящих патриотов.

Анатолий КОНОНОВ

Выпуск газеты: